Образовательная программа дополнительного образования детей и взрослых
Описание образовательной программы
Содержание
1. Пояснительная записка
2. Цели и задачи Программы
3. Нормативно-правовое обеспечение системы дополнительного образования
4. Принципы реализации дополнительного образования
5. Направления дополнительного образования
6. Условия развития системы дополнительного образования детей и взрослых в общеобразовательном учреждении 7. Ожидаемые результаты
8. Литература
В Концепции модернизации российской системы образования определены
важность и значение системы дополнительного образования детей,
способствующей развитию склонностей, способностей и интересов
социального и профессионального самоопределения детей и молодежи.
Дополнительное образование детей и взрослых направлено на
формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых,
удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном,
нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры
здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на
организацию их свободного времени.
Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в
обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку
одаренных и талантливых детей.
Дополнительное образование детей – целенаправленный процесс
воспитания, развития личности и обучения посредством реализации
дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных
образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности за
пределами основных образовательных программ в интересах человека,
государства.
Основное его предназначение – удовлетворять постоянно
изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные
потребности детей. В науке дополнительное образование детей
рассматривается как "особо ценный тип образования", как "зона ближайшего
развития образования в России".
Современная система дополнительного образования предоставляет
возможность обучающимся заниматься художественным и техническим
творчеством, туристско-краеведческой и эколого-биологической
деятельностью, спортом и исследовательской работой – в соответствии со
своими желаниями, интересами и потенциальными возможностями.
Дополнительное образование позволяет создавать условия для
оптимального развития личности и наиболее полного удовлетворения
образовательных потребностей детей и их родителей, что особенно важно,
поскольку не все дети обладают способностями к академическому учению.
Также, выход на другие сферы деятельности положительно сказывается на
результатах общего образования.
Дополнительное образование создано в целях реализации
процесса становления личности, разностороннего развития личности в
разнообразных развивающих средах. Дополнительное образование
является равноправным, взаимодополняющим компонентом базового
образования, удовлетворяющим потребности в самообразовании.
Образовательная деятельность по дополнительным
общеобразовательным программам должна быть направлена на:
формирование и развитие творческих способностей учащихся; удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в
интеллектуальном,художественно-эстетическом,нравственном и
интеллектуальном развитии, а также в занятиях физической
культурой и спортом;
формирование культуры здорового и безопасного образа жизни,
укрепление здоровья учащихся;
обеспечение духовно-нравственного, гражданскопатриотического, военно-патриотического, трудового воспитания
учащихся;
выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся, а также
лиц, проявивших выдающиеся способности;
профессиональную ориентацию учащихся;
создание и обеспечение необходимых условий для личностного
развития, укрепление здоровья, профессионального
самоопределения и творческого труда учащихся;
подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого класса в
соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки,
в том числе из числа учащихся с ограниченными возможностями
здоровья, детей-инвалидов и инвалидов;
социализацию и адаптацию учащихся к жизни в обществе;
формирование общей культуры учащихся;
удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов
учащихся, не противоречащих законодательству Российской
Федерации, осуществляемых за пределами федеральных
государственных образовательных стандартов и федеральных
государственных требований.
Занятия в объединениях могут проводиться по дополнительным
общеобразовательным программам различной направленности.
Цели и задачи дополнительного образования
Целью дополнительного образования являются выявление и развитие
способностей, формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой,
творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми знаниями,
ориентированной на высокие нравственные ценности, способной впоследствии
на участие в развитии общества.
Эта цель реализуется на основе введения в процесс дополнительного
образования программ, имеющих техническую, естественнонаучную,
физкультурно-спортивную, художественную, туристско-краеведческую,
социально-педагогическую направленности, и внедрения современных методик
обучения и воспитания.
Основными задачами дополнительного образования являются:
изучение интересов и потребностей обучающихся в
дополнительном образовании детей и взрослых;
определение содержания дополнительного образования детей и
взрослых, его форм и методов работы с обучающимися с учетом их
возраста, особенностей социокультурного окружения школы; формирование условий для создания единого образовательного
пространства;
расширение видовтворческой деятельности в системе
дополнительного образования детей для наиболее полного
удовлетворения интересов и потребностей обучающихся в
объединениях по интересам;
создание максимальных условий для освоения обучающимися
духовных и культурных ценностей, воспитания уважения к истории
и культуре своего и других народов;
обращение к личностным проблемам обучающихся,
формирование их нравственных качеств, творческой и социальной
активности.