Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ Логовской СОШ
Описание образовательной программы
Основная образовательная программа начального общего образования на 2023 - 2027 годы
№ п/п |
СОДЕРЖАНИЕ |
Стр. |
1 |
ЦЕЛЕВОЙ
РАЗДЕЛ |
4 |
1.1 |
Пояснительная
записка |
4 |
1.1.1 |
Цели реализации Программы |
4 |
1.1.2 |
Принципы формирования и механизмы
реализации Программы |
5 |
1.1.3 |
Общая характеристика Программы |
7 |
1.2 |
Планируемые
результаты освоения обучающимися Программы
|
9 |
1.3 |
Система
оценки достижения планируемых результатов освоения
Программы |
11 |
1.3.1 |
Общие положения |
11 |
1.3.2 |
Особенности оценки личностных
достижений |
12 |
1.3.3 |
Особенности оценки метапредметных
результатов |
13 |
1.3.4 |
Особенности оценки предметных
результатов |
16 |
1.3.5 |
Организация и содержание оценочных
процедур |
17 |
2 |
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ
РАЗДЕЛ |
19 |
2.1 |
Рабочие
программы учебных предметов, учебных курсов (в т.ч. внеурочной деятельности),
учебных модулей(в т.ч. внеурочной деятельности) |
19 |
2.1.1 |
Рабочая программа учебного предмета «Русский
язык» |
19 |
2.1.2 |
Рабочая программа учебного предмета
«Литературное чтение» |
50 |
2.1.3 |
Рабочая программа учебного предмета «Родной
язык (русский)» |
79 |
2.1.4 |
Рабочая программа учебного предмета «Литературное
чтение на родном (русском) языке» |
96 |
2.1.5 |
Рабочая программа учебного предмета «Иностранный
(английский) язык» |
114 |
2.1.6 |
Рабочая программа учебного предмета
«Математика» |
139 |
2.1.7 |
Рабочая
программа учебного предмета «Окружающий мир» |
160 |
2.1.8 |
Рабочая
программа учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» |
182 |
2.1.9 |
Рабочая
программа учебного предмета «Изобразительной искусство» |
199 |
2.1.10 |
Рабочая
программа учебного предмета «Музыка» |
226 |
2.1.11 |
Рабочая
программа учебного предмета «Технология» |
244 |
2.1.12 |
Рабочая
программа учебного предмета «Физическая культура» |
267 |
2.2 |
Программа
формирования УУД |
280 |
2.3 |
Рабочая
программа воспитания |
286 |
3 |
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ
РАЗДЕЛ |
355 |
3.1 |
Учебный
план |
355 |
3.2 |
Календарный
учебный график |
363 |
3.3 |
План
внеурочной деятельности |
366 |
3.4 |
Календарный
план воспитательной работы |
416 |
3.5 |
Характеристика
условий реализации Программы |
431 |
3.5.1 |
Материально-технические условия
реализации Программы |
432 |
3.5.2 |
Учебно-методические условия реализации
Программы |
434 |
3.5.3 |
Психолого-педагогические условия
реализации Программы |
437 |
3.5.4 |
Кадровые условия реализации Программы |
439 |
3.5.5 |
Финансовые условия реализации
Программы |
442 |
Основная
образовательная программа начального общего образования (далее – Программа)
разработана на основе ФГОС НОО, утвержденного приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 31 мая 2021 г. №286, с учетом Федеральной образовательной программы
начального общего образования (утверждена приказом Минпросвещенитя РФ от
16.11.2022 г. №992).
Содержание и
планируемые результаты Программы не ниже соответствующих содержания и
планируемых результатов ФОП НОО.
При разработке
Программы предусмотрено непосредственное
применение при реализации обязательной части ООП НОО федеральных рабочих
программ по учебным предметам «Русский язык», «Литературное чтение»,
«Окружающий мир».
Структура Программы
включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных
отношений за счет включения в учебные планы учебных предметов, учебных курсов
(в т.ч. внеурочной деятельности), учебных модулей по выбору родителей (законных
представителей) несовершеннолетних обучающихся из перечня, предлагаемого школой.
Программа является
основным документом, регламентирующим образовательный процесс на уровне НОО в
единстве урочной и внеурочной деятельности при учете установленного ФГОС
соотношения обязательной части и части, формируемой участниками образовательных
отношений.
1.1.1. Цели реализации Программы
Цели реализации Программы:
- обеспечение реализации конституционного права каждого гражданина РФ на
получение качественного образования, включающего обучение, развитие и воспитание
каждого обучающегося;
- организация образовательного процесса с учётом целей, содержания и
планируемых результатов начального общего образования, отражённых во ФГОС НОО;
- создание
условий для свободного развития каждого обучающегося с учётом его потребностей,
возможностей и стремления к самореализации;
- организация
деятельности педагогического коллектива по созданию индивидуальных программ и
учебных планов для одарённых, успешных обучающихся и (или) для детей социальных
групп, нуждающихся в особом внимании и поддержке.
- создание
условий для свободного развития каждого обучающегося с учётом его потребностей,
возможностей и стремления к самореализации;
- организация
деятельности педагогического коллектива по созданию индивидуальных программ и
учебных планов для одарённых, успешных обучающихся и (или) для детей социальных
групп, нуждающихся в особом внимании и поддержке.
Достижение
поставленных целей реализации Программа предусматривает решение следующих
основных задач:
- формирование
общей культуры, гражданско-патриотическое, духовно-нравственное воспитание,
интеллектуальное развитие, становление творческих способностей, сохранение и
укрепление здоровья обучающихся;
- обеспечение
планируемых результатов по освоению обучающимся целевых установок, приобретению
знаний, умений, навыков, определяемых личностными, семейными, общественными,
государственными потребностями и возможностями обучающегося, индивидуальными особенностями
его развития и состояния здоровья;
- становление
и развитие личности в ее индивидуальности, самобытности, уникальности и
неповторимости;
- обеспечение
преемственности начального общего и основного общего образования;
- достижение
планируемых результатов освоения ФОП НОО всеми обучающимися, в т.ч.
обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (далее - обучающиеся с
ОВЗ);
- обеспечение
доступности получения качественного НОО;
- выявление
и развитие способностей обучающихся, в т.ч. лиц, проявивших выдающиеся
способности, через систему клубов, секций, студий и других, организацию
общественно полезной деятельности;
- организация
интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и
проектно-исследовательской деятельности;
- участие
обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников
в проектировании и развитии социальной среды образовательной организации.
1.1.2. Принципы формирования и механизмы
реализации Программы
Программа
сформирована с учетом следующих подходов и принципов:
- системно-деятельностный подход: предполагает
ориентацию образовательного процесса на уровне начального общего образования на
развитие личности обучающегося, его активной учебно-познавательной
деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному
образованию на основе освоения им универсальных учебных действий, а также
познания и освоения мира;
- принцип учёта ФГОС НОО: Программа базируется
на требованиях, предъявляемых ФГОС НОО к целям, содержанию, планируемым
результатам и условиям обучения в начальной школе;
- принцип учёта языка обучения: с учётом
условий функционирования образовательной организации Программа характеризует
право получения образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации
и отражает механизмы реализации данного принципа в учебных планах, планах
внеурочной деятельности;
- принцип учёта ведущей деятельности
обучающегося: Программа обеспечивает конструирование учебного процесса в
структуре учебной деятельности, предусматривает механизмы формирования всех
компонентов учебной деятельности (мотив, цель, учебная задача, учебные
операции, контроль и самоконтроль);
- принцип индивидуализации обучения: Программа
предусматривает возможность и механизмы разработки индивидуальных программ и
учебных планов для обучения детей с особыми способностями, потребностями и
интересами с учетом мнения родителей (законных представителей) обучающегося;
- принцип
преемственности и перспективности: Программа
обеспечивает связь и динамику в формировании знаний, умений и способов
деятельности между этапами начального общего образования, а также успешную
адаптацию обучающихся к обучению по образовательным программам основного общего
образования, единые подходы между их обучением и развитием на уровнях
начального общего и основного общего образования;
- принцип
интеграции обучения и воспитания: Программа
предусматривает связь урочной и внеурочной деятельности, разработку
мероприятий, направленных на обогащение знаний, воспитание чувств и познавательных
интересов обучающихся, нравственно-ценностного отношения к действительности;
- принцип
здоровьесбережения: при организации образовательной деятельности не
допускается использование технологий, которые могут нанести вред физическому и
(или) психическому здоровью обучающихся, приоритет использования
здоровьесберегающих педагогических технологий. Объём учебной нагрузки,
организация учебных и внеурочных мероприятий должны соответствовать
требованиям, предусмотренным санитарными правилами и нормами СанПиН 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденными
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 28.01.2021 г. № 2 (зарегистрировано Министерством юстиции
Российской Федерации 29.01.2021 г., регистрационный № 62296),
действующими до 01.03.2027 г. (далее - Гигиенические нормативы), и санитарными
правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»,
утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 (зарегистрировано
Министерством юстиции Российской Федерации 18.12.2020 г., регистрационный
№ 61573), действующими до 01.01.2027 г. (далее -
Санитарно-эпидемиологические требования).
Механизмы реализации
Программы
Программа учитывает возрастные и
психологические особенности обучающихся.
Наиболее
адаптивным сроком освоения Программы является четыре года. Общий объем
аудиторной работы обучающихся за четыре учебных года не может составлять менее
2954 академических часов и более 3345 академических часов в соответствии с
требованиями к организации образовательного процесса к учебной нагрузке при
5-дневной (или 6-дневной) учебной неделе, предусмотренными Гигиеническими
нормативами и Санитарно-эпидемиологическими требованиями.
В целях
удовлетворения образовательных потребностей и интересов обучающихся могут разрабатываться индивидуальные учебные
планы, в т.ч. для ускоренного обучения, в пределах осваиваемой Программыв
порядке, установленном локальными нормативными актами образовательной
организации.
1.1.3. Общая характеристика Программы
Программа
учитывает психолого-педагогические особенности и образовательные потребности
младших школьников, что способствует созданию комфортных условий организации
образовательного процесса без вреда для здоровья и эмоционального благополучия
каждого обучающегося.
Программа
учитывает Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и
обучения.
Структура
Программы соответствует требованиям ФГОС НОО и включает целевой, содержательный
и организационный разделы.
Целевой раздел отражает
основные цели, принципы и механизмы реализации Программы. В разделе приведены планируемые
результаты освоения обучающимися Программы (личностные, метапредметные, предметные),
а также раскрыта система их оценки.
Содержательный
раздел включает:
- рабочие
программы учебных предметов, учебных курсов (в т.ч. внеурочной деятельностии),
- программу
формирования универсальных учебных действий у обучающихся,
- рабочую
программу воспитания.
Для преподавания
учебных предметов «Русский язык», «Литературное чтение», «Окружающий мир» непосредственно
применяются федеральные рабочие программы.
Основой разработки
рабочих программ других учебных дисциплин, курсов, модулей являются программа
формирования УУД у обучающихся и рабочая программа воспитания.Все рабочие
программы направлены на достижение планируемых образовательных результатов
начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
В программе
формирования УУД у обучающихся обосновано значение сформированных УУД для
успешного обучения и развития младших школьников, приведена характеристика УУД.
В качестве механизма конструирования образовательного процесса рассматривается
интеграция предметных и метапредметных образовательных результатов. В программе
показана роль каждого учебного предмета в становление и развитие УУД младшего
школьника.
Рабочая
программа воспитания разработана на основе федеральной рабочей программы
воспитания. Она имеет модульную структуру и включает целевой, содержательный и
организационный разделы.
Организационный
раздел содержит
учебный план, план внеурочной деятельности, календарный учебный график, план
воспитательной работы. Все перечисленные планы разработаны на основе
соответствующих федеральных планов.
В разделе дана
характеристика условий, имеющихся для реализации Программы.
Программа
является основой для разработки и реализации индивидуальных учебных планов
обучающихся.
Программа может
быть реализована с использованием электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий.
1.2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ
ПРОГРАММЫ
Планируемые
результаты освоения Программы соответствуют современным целям начального общего
образования, представленным во ФГОС НОО как система личностных, метапредметных
и предметных достижений обучающегося.
Личностные
результаты освоения ООП НОО достигаются в
единстве учебной и воспитательной деятельности образовательной организации в
соответствии с традиционными российскими социокультурными и
духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами
поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития,
формирования внутренней позиции личности.
гражданско-патриотического
воспитания:
- становление
ценностного отношения к своей Родине - России;
- осознание
своей этнокультурной и российской гражданской идентичности;
- сопричастность
к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;
- уважение
к своему и другим народам;
- первоначальные
представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности,
уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах
межличностных отношений;
духовно-нравственного
воспитания:
- признание
индивидуальности каждого человека;
- проявление
сопереживания, уважения и доброжелательности;
- неприятие
любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда
другим людям;
- уважительное
отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам
искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
- стремление
к самовыражению в разных видах художественной деятельности;
физического
воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
- соблюдение
правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в
окружающей среде (в т.ч. информационной);
- бережное
отношение к физическому и психическому здоровью;
- осознание
ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и
бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах
трудовой деятельности, интерес к различным профессиям;
- бережное
отношение к природе;
- неприятие
действий, приносящих ей вред;
- первоначальные
представления о научной картине мира;
- познавательные
интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в
познании.
Метапредметные
результаты характеризуют уровень сформированности
познавательных, коммуникативных и регулятивных универсальных действий, которые
обеспечивают успешность изучения учебных предметов, а также становление
способности к самообразованию и саморазвитию.
В результате
освоения Программы обучающиеся овладевают рядом междисциплинарных понятий, а
также различными знаково-символическими средствами, которые помогают
обучающимся применять знания, как в типовых, так и в новых, нестандартных
учебных ситуациях.
Предметные
результаты
сформулированы в
деятельностной форме с усилением акцента на применение знаний и конкретных
умений;
определяют
содержание НОО в логике изучения каждого учебного предмета;
усиливают
акценты на изучение явлений и процессов современной России и мира в целом,
современного состояния науки.
1.3. СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ
РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
1.3.1. Общие положения
Основой объективной оценки соответствия установленным
требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся, освоивших Программу,
является ФГОС НОО независимо от формы получения НОО и формы обучения.
Таким образом, ФГОС НОО определяет основные требования к образовательным
результатам обучающихся и средствам оценки их достижения.
Система оценки
достижения планируемых результатов (далее - система оценки) является частью
системы оценки и управления качеством образования в МБОУ Логовской СОШ и служит основой
при разработке соответствующего локального нормативного акта.
Система оценки
призвана способствовать поддержанию единства всей системы образования,
обеспечению преемственности в системе непрерывного образования. Её основными
функциями являются ориентация образовательного процесса на достижение
планируемых результатов освоения Программы и обеспечение эффективной обратной
связи, позволяющей осуществлять управление образовательным процессом.
Основными направлениями и целями оценочной деятельности
являются:
- оценка
образовательных достижений обучающихся на различных этапах обучения как основа
их промежуточной и итоговой аттестации, а также основа процедур внутреннего
мониторинга образовательной организации, мониторинговых исследований
муниципального, регионального и федерального уровней;
- оценка результатов
деятельности педагогических кадров как основа аттестационных процедур;
- оценка результатов
деятельности как основа аккредитационных процедур.
Основным
объектом системы оценки, её содержательной и критериальной базой выступают
требования ФГОС, которые конкретизируются в планируемых результатах освоения
обучающимися Программы.
Система оценки
включает процедуры внутренней и внешней оценки.
Внутренняя оценка включает:
- стартовую
педагогическую диагностику;
- текущую и
тематическую оценку;
- портфолио;
- внутришкольный
мониторинг образовательных достижений обучающихся.
Внешняя оценка включает:
- независимую
оценку качества образования;
- мониторинговые
исследования муниципального, регионального и федерального уровней.
В соответствии с
ФГОС НОО система оценки МБОУ
Логовской СОШ реализует
системно-деятельностный, уровневый и комплексный подходы к оценке
образовательных достижений.
Системно-деятельностный подход к оценке
образовательных достижений проявляется в оценке способности обучающихся к
решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, а также в оценке
уровня их функциональной грамотности. Он обеспечивается содержанием и
критериями оценки, в качестве которых выступают планируемые результаты
обучения, выраженные в деятельностной форме.
Уровневый подход к оценке образовательных достижений обучающихся служит важнейшей основой для организации индивидуальной работы
с обучающимися. Он реализуется как по отношению к содержанию оценки, так и к
представлению и интерпретации результатов измерений.
Уровневый подход
к оценке образовательных достижений обучающихся реализуется за счёт фиксации
различных уровней достижения обучающимися планируемых результатов базового
уровня и уровней выше и ниже базового.
Достижение
базового уровня свидетельствует о способности обучающихся решать типовые
учебные задачи, целенаправленно отрабатываемые со всеми обучающимися в ходе
учебного процесса. Овладение базовым уровнем является границей, отделяющей
знание от незнания, выступает достаточным для продолжения обучения и усвоения
последующего учебного материала.
Комплексный подход к оценке образовательных достижений реализуется через:
- оценку
предметных и метапредметных результатов;
- использование
комплекса оценочных процедур как основы для оценки динамики индивидуальных
образовательных достижений обучающихся и для итоговой оценки; использование
контекстной информации (об особенностях обучающихся, условиях и процессе
обучения и другое) для интерпретации полученных результатов в целях управления
качеством образования;
- использование
разнообразных методов и форм оценки, взаимно дополняющих друг друга: стандартизированных
устных и письменных работ, проектов,
- практических
(в т.ч. исследовательских) и творческих работ;
- использование
форм работы, обеспечивающих возможность включения обучающихся в самостоятельную
оценочную деятельность (самоанализ, самооценка, взаимооценка);
- использование
мониторинга динамических показателей освоения умений и знаний, в т.ч.
формируемых с использованием информационно-коммуникационных (цифровых)
технологий.
1.3.2. Особенности оценки личностных достижений
Цель оценки
личностных достижений обучающихся: получение общего
представления о воспитательной деятельности образовательной организации и ее
влиянии на коллектив обучающихся.
При оценке
личностных результатов необходимо соблюдение этических норм и правил
взаимодействия с обучающимся с учетом его индивидуально-психологических
особенностей развития.
Личностные
достижения обучающихся, освоивших Программу включают две группы результатов:
- основы
российской гражданской идентичности, ценностные установки и социально значимые
качества личности;
- готовность
обучающихся к саморазвитию, мотивация к познанию и обучению, активное участие в
социально значимой деятельности.
Учитывая особенности групп личностных результатов,
педагогический работник может осуществлять только оценку следующих качеств:
- наличие и
характеристика мотива познания и учения;
- наличие
умений принимать и удерживать учебную задачу, планировать учебные действия;
- способность
осуществлять самоконтроль и самооценку.
Диагностические
задания, устанавливающие уровень этих качеств, целесообразно интегрировать с
заданиями по оценке метапредметных регулятивных универсальных учебных действий.
1.3.3. Особенности оценки метапредметных
результатов
Оценка метапредметных результатов осуществляется
через оценку достижения планируемых результатов освоения Программы, которые
отражают совокупность познавательных, коммуникативных и регулятивных
универсальных учебных действий (далее – УУД).
Формирование
метапредметных результатов обеспечивается за счёт урочной и внеурочной
деятельности.
Цели оценки метапредметных
результатов: определение
сформированности познавательных, коммуникативных ирегулятивных УУД.
Познавательные УУД
Овладение познавательными УУД предполагает формирование и оценку у обучающихся базовых логических
действий, базовых исследовательских действий, умения работать с информацией.
Овладение базовыми логическими действиями обеспечивает
формирование у обучающихся следующих умений:
- сравнивать
объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии;
- объединять
части объекта (объекты) по определённому признаку;
- определять
существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты;
- находить
закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на
основе предложенного педагогическим работником алгоритма;
- выявлять
недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе
предложенного алгоритма;
- устанавливать
причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному
наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы;
Овладение базовыми исследовательскими действиями
обеспечивает формирование у обучающихся следующих умений:
- определять
разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе
предложенных педагогическим работником вопросов;
- с помощью
педагогического работника формулировать цель, планировать изменения объекта,
ситуации;
- сравнивать
несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе
предложенных критериев);
- проводить
по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению
особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть - целое, причина
- следствие);
- формулировать
выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого
наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования);
- прогнозировать
возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или
сходных ситуациях;
Работа с информацией как одно из познавательных
универсальных учебных действий обеспечивает сформированность у обучающихся
следующих умений:
- выбирать источник получения информации;
- согласно
заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию,
представленную в явном виде;
- распознавать
достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании
предложенного педагогическим работником способа её проверки;
- соблюдать
с помощью взрослых (педагогических работников, родителей (законных
представителей) несовершеннолетних обучающихся) элементарные правила
информационной безопасности при поиске информации в Интернете;
- анализировать
и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию в соответствии
с учебной задачей;
- самостоятельно
создавать схемы, таблицы для представления информации.
КоммуникативныеУУД
Овладение коммуникативными УУД предполагает формирование и оценку у обучающихся таких групп умений, как
общение и совместная деятельность.
Общение
как
одно из коммуникативных универсальных учебных действий обеспечивает
сформированность у обучающихся следующих умений:
- воспринимать
и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями
общения в знакомой среде;
- проявлять
уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и
дискуссии;
- признавать
возможность существования разных точек зрения;
- корректно
и аргументированно высказывать своё мнение;
- строить
речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
- создавать
устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
- готовить
небольшие публичные выступления;
- подбирать
иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления;
Совместная деятельность как одно из
коммуникативных универсальных учебных действий обеспечивает сформированность у
обучающихся следующих умений:
- формулировать
краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в
коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного
формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
- принимать
цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению:
распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
- проявлять
готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
- ответственно
выполнять свою часть работы;
- оценивать
свой вклад в общий результат;
- выполнять
совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
Регулятивные УУД
Овладение регулятивными УУД согласно ФГОС НОО предполагает формирование и оценку у обучающихся умений
самоорганизации (планировать действия по решению учебной задачи для получения
результата, выстраивать последовательность выбранных действий) и самоконтроля
(устанавливать причины успеха (неудач) в учебной деятельности, корректировать
свои учебные действия для преодоления ошибок).
Самоорганизация обеспечивает сформированость у
обучающихся следующих умений:
- планировать
действия по решению учебной задачи для получения результата;
- выстраивать
последовательность выбранных действий;
Самоконтроль обеспечивает сформированость у
обучающихся следующих умений:
- устанавливать
причины успеха/неудач в учебной деятельности;
- корректировать
свои учебные действия для преодоления ошибок.
Оценка достижения метапредметных результатов осуществляется как педагогическим работником в ходе текущей и промежуточной
оценки по предмету, так и администрацией образовательной организации в ходе
мониторинга.
В текущем учебном
процессе отслеживается способность обучающихся разрешать учебные ситуации и
выполнять учебные задачи, требующие владения познавательными, коммуникативными
и регулятивными действиями, реализуемыми в предметном преподавании.
В ходе мониторинга проводится оценка сформированности
универсальных учебных действий. Содержание и
периодичность мониторинга устанавливаются решением педагогического совета образовательной
организации. Инструментарий для оценка сформированности универсальных учебных
действий строится на межпредметной основе и может включать диагностические
материалы по оценке функциональной грамотности, сформированности регулятивных,
коммуникативных и познавательных учебных действий.
1.3.4. Особенности
оценки предметных результатов
Предметные результаты освоения Программы с учетом специфики содержания предметных областей, включающих конкретные
учебные предметы, ориентированы на применение знаний, умений и навыков
обучающимися в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях, а также на
успешное обучение.
Оценка предметных результатов представляет
собой оценку достижения обучающимися планируемых результатов по учебным
предметам.
Основным
предметом оценки является способность к решению учебно-познавательных и
учебно-практических задач, основанных на изучаемом учебном материале и способах
действий, в т.ч. метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных)
действий.
Для оценки
предметных результатов предлагаются следующие критерии: знание и понимание,
применение, функциональность.
Обобщённый критерий «знание и понимание» включает знание
и понимание роли изучаемой области знания/вида деятельности в различных
контекстах, знание и понимание терминологии, понятий и идей, а также
процедурных знаний или алгоритмов.
Обобщённый критерий «применение» включает:
- использование
изучаемого материала при решении учебных задач, различающихся сложностью
предметного содержания, сочетанием УУД и операций, степенью проработанности в
учебном процессе;
- использование
специфических для предмета способов действий и видов деятельности по получению
нового знания, его интерпретации, применению и преобразованию при решении
учебных задач/проблем, в т.ч. в ходе поисковой деятельности,
учебно-исследовательской и учебно-проектной деятельности.
Обобщённый критерий «функциональность» включает осознанное
использование приобретённых знаний и способов действий при решении внеучебных
проблем, различающихся сложностью предметного содержания, читательских умений,
контекста, а также сочетанием когнитивных операций.
Оценка
предметных результатов ведётся каждым педагогическим работником в ходе процедур
текущей, тематической, промежуточной и итоговой оценки, а также администрацией
образовательной организации в ходе внутришкольного мониторинга.
Особенности
оценки по отдельному предмету фиксируются в приложении к Программе, которая
утверждается педагогическим советом образовательной организации и доводится до
сведения обучающихся и их родителей (законных представителей).
Описание включает:
- список
итоговых планируемых результатов с указанием этапов их формирования и способов
оценки (например, текущая/тематическая; устно/письменно/практика);
- требования
к выставлению отметок за промежуточную аттестацию (при необходимости - с учётом
степени значимости отметок за отдельные оценочные процедуры);
- график
контрольных мероприятий.
1.3.5. Организация и содержание оценочных
процедур
Стартовая
диагностика
Стартовая
педагогическая диагностика представляет собой процедуру оценки готовности к
обучению на уровне НОО. Проводится администрацией образовательной организации в
начале 1 класса и выступает как основа (точка отсчёта) для оценки динамики
образовательных достижений. Объектом оценки является сформированность
предпосылок учебной деятельности, готовность к овладению чтением, грамотой и
счётом.
Стартовая
диагностика может проводиться также педагогическими работниками с целью оценки
готовности к изучению отдельных предметов (разделов). Результаты стартовой
диагностики являются основанием для корректировки учебных программ и
индивидуализации образовательного процесса.
Текущая оценка
Текущая оценка направлена на оценку
индивидуального продвижения обучающегося в освоении программы учебного
предмета.
Текущая оценка
может быть формирующей, т.е.
поддерживающей и направляющей усилия обучающегося, включающей его в
самостоятельную оценочную деятельность, и диагностической,
способствующей выявлению и осознанию педагогическим работником и обучающимся
существующих проблем в обучении.
Объектом текущей оценки являются тематические
планируемые результаты, этапы освоения которых зафиксированы в тематическом
планировании.
В текущей оценке используется весь арсенал форм и
методов проверки
(устные и письменные опросы, практические работы, творческие работы, индивидуальные
и групповые формы, само- и взаимооценка, рефлексия, листы продвижения и др.) с
учётом особенностей учебного предмета и особенностей контрольно-оценочной
деятельности педагогического работника.
Результаты текущей оценки являются основой для
индивидуализации образовательного процесса; при этом отдельные результаты,
свидетельствующие об успешности обучения и достижении тематических результатов
в более сжатые (по сравнению с планируемыми) сроки могут включаться в систему
накопительной оценки и служить основанием, например, для освобождения обучающегося
от необходимости выполнять тематическую проверочную работу.
Тематическая
оценка
Тематическая
оценка представляет собой процедуру оценки уровня достижения тематических
планируемых результатов по предмету, которые представлены в тематическом
планировании в рабочих программах.
Тематическая
оценка может вестись как в ходе изучения темы, так и в конце её изучения. Оценочные
процедуры подбираются так, чтобы они предусматривали возможность оценки
достижения всей совокупности тематических планируемых результатов и каждого из
них.
Результаты тематической
оценки являются основанием для коррекции образовательного процесса и его
индивидуализации.
Промежуточная аттестация
Промежуточная
аттестация обучающихся проводится, начиная со второго класса, в конце каждого
учебного периода по каждому изучаемому учебному предмету.
Промежуточная аттестация обучающихся проводится на основе результатов накопленной оценки и
результатов выполнения тематических проверочных работ и фиксируется в классном
журнале.
Промежуточная оценка, фиксирующая достижение предметных планируемых результатов и универсальных
учебных действий, является основанием для
перевода обучающихся в следующий класс.
Итоговая оценка
Итоговая оценка
является процедурой внутренней оценки образовательной организации и
складывается из результатов накопленной оценки и итоговой работы по предмету. Предметом итоговой оценки является
способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические
задачи, построенные на основном содержании предмета с учётом формируемых
метапредметных действий.