ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ НА 2023 - 2024 УЧЕБНЫЙ ГОД
Описание образовательной программы
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Цель и задачи
воспитания обучающихся
1.3 Целевые
ориентиры результатов воспитания
2.1 Уклад
общеобразовательной организации
2.2 Виды, формы и
содержание воспитательной деятельности
3.2 Нормативно-методическое
обеспечение
3.3 Требования к
условиям работы с обучающимися с особыми образовательными потребностями
3.4 Система
поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции
обучающихся
3.5 Анализ
воспитательного процесса
Календарный план воспитательной
работы НОО
Календарный план воспитательной работы
ООО
Календарный план воспитательной
работыСОО
Пояснительная записка
Программа основывается на единстве и преемственности
образовательного процесса всех уровней общего образования, соотносится с
примерными рабочими программами воспитания для организаций дошкольного и
среднего профессионального образования.
Рабочая программа воспитания предназначена для
планирования и организации системной воспитательной деятельности;
разрабатывается и утверждается с участием коллегиальных органов управления
общеобразовательной организацией, в том числе советов обучающихся, советов
родителей (законных представителей); реализуется в единстве урочной и
внеурочной деятельности, осуществляемой совместно с семьёй и другими
участниками образовательных отношений, социальными институтами воспитания;
предусматривает приобщение обучающихся к российским традиционным духовным
ценностям, включая ценности своей этнической группы, правилам и нормам
поведения, принятым в российском обществе на основе российских базовых
конституционных норм и ценностей; историческое просвещение, формирование
российской культурной и гражданской идентичности обучающихся.
Программа включает три раздела: целевой, содержательный,
организационный.
Приложение — календарный план воспитательной работы.
При разработке или обновлении рабочей программы
воспитания её содержание, за исключением целевого раздела, может изменяться в
соответствии с особенностями общеобразовательной организации:
организационно-правовой формой, контингентом обучающихся и их родителей (законных
представителей), направленностью образовательной программы, в том числе
предусматривающей углублённое изучение отдельных учебных предметов, учитывающей
этнокультурные интересы, особые образовательные потребности обучающихся.
Участниками
образовательных отношений являются педагогические и другие работники
общеобразовательной организации, обучающиеся, их родители (законные
представители), представители иных организаций, участвующие в реализации
образовательного процесса в соответствии с законодательством Российской
Федерации, локальными актами общеобразовательной организации. Родители
(законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное
право на воспитание своих детей. Содержание воспитания обучающихся в
общеобразовательной организации определяется содержанием российских базовых
(гражданских, национальных) норм и ценностей, которые закреплены в Конституции
Российской Федерации. Эти ценности и нормы определяют инвариантное содержание
воспитания обучающихся. Вариативный компонент содержания воспитания обучающихся
включает духовно-нравственные ценности культуры, традиционных религий народов
России.
Воспитательная
деятельность в общеобразовательной организации планируется и осуществляется в
соответствии с приоритетами государственной политики в сфере воспитания,
установленными в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период
до 2025 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 №
996-р). Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей
является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские
традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями,
способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой
к мирному созиданию и защите Родины.
1.1 Цель и задачи воспитания
обучающихся
Современный российский национальный
воспитательный идеал —высоконравственный, творческий, компетентный гражданин
России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий
ответственность за настоящее и будущее страны, укоренённый в духовных и
культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
В соответствии с этим идеалом и
нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере образования цель воспитания обучающихся в
общеобразовательной организации: развитие личности, создание условий для
самоопределения и социализации на основе социокультурных, духовно-нравственных
ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека,
семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма,
гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев
Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению,
взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям
многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.
Задачи воспитания обучающихся в общеобразовательной организации: усвоение ими
знаний норм, духовно-нравственных ценностей, традиций, которые выработало
российское общество (социально значимых знаний); формирование и развитие
личностных отношений к этим нормам, ценностям, традициям (их освоение,
принятие); приобретение соответствующего этим нормам, ценностям, традициям
социокультурного опыта поведения, общения, межличностных и социальных
отношений, применения полученных знаний; достижение личностных результатов
освоения общеобразовательных программ в соответствии с ФГОС. Личностные
результаты освоения, обучающимися, общеобразовательных программ включают
осознание российской гражданской идентичности, сформированность ценностей
самостоятельности и инициативы, готовность обучающихся к саморазвитию,
самостоятельности и личностному самоопределению, наличие мотивации к
целенаправленной социально значимой деятельности, сформированность внутренней
позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и
жизни в целом.
Воспитательная деятельность в общеобразовательной организации
планируется и осуществляется на основе аксиологического, антропологического,
культурно-исторического, системно-деятельностного, личностно-ориентированного
подходов и с учётом принципов воспитания: гуманистической направленности
воспитания, совместной деятельности детей и взрослых, следования нравственному
примеру, безопасной жизнедеятельности, инклюзивности, возрастосообразности.
1.2 Направления воспитания
Программа реализуется в единстве учебной и воспитательной
деятельности общеобразовательной организации по основным направлениям
воспитания в соответствии с ФГОС:
- гражданское воспитание — формирование российской гражданской идентичности,
принадлежности к общности граждан Российской Федерации, к народу России как
источнику власти в Российском государстве и субъекту тысячелетней российской
государственности, уважения к правам, свободам и обязанностям гражданина
России, правовой и политической культуры;
- патриотическое воспитание — воспитание любви к родному краю, Родине, своему народу,
уважения к другим народам России; историческое просвещение, формирование
российского национального исторического сознания, российской культурной
идентичности;
- духовно-нравственное воспитание — воспитание на основе духовно-нравственной культуры народов
России, традиционных религий народов России, формирование традиционных
российских семейных ценностей; воспитание честности, доброты, милосердия,
справедливости, дружелюбия и взаимопомощи, уважения к старшим, к памяти
предков;
- эстетическое воспитание — формирование эстетической культуры на основе российских
традиционных духовных ценностей, приобщение к лучшим образцам отечественного и
мирового искусства;
- физическое воспитание, формирование
культуры здорового образа жизни и эмоционального благополучия — развитие физических способностей с
учётом возможностей и состояния здоровья, навыков безопасного поведения в
природной и социальной среде, чрезвычайных ситуациях;
- трудовое воспитание — воспитание уважения к труду, трудящимся, результатам труда
(своего и других людей), ориентация на трудовую деятельность, получение
профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде
в российском обществе, достижение выдающихся результатов в профессиональной
деятельности;
- экологическое воспитание — формирование экологической культуры, ответственного,
бережного отношения к природе, окружающей среде на основе российских
традиционных духовных ценностей, навыков охраны, защиты, восстановления
природы, окружающей среды;
- ценности научного познания — воспитание стремления к познанию себя и других людей, природы
и общества, к получению знаний, качественного образования с учётом личностных
интересов и общественных потребностей.
1.3 Целевые ориентиры результатов
воспитания
Цель: развитие
личности обучающихся – создание условий для самоопределения и социализации
обучающихся через формирование социокультурных, духовно-нравственных ценностей
и привития принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах
человека, семьи, общества и государства; формирование у обучающихся
патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и
подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему
поколению, взаимного уважения; формирование бережного отношения к культурному
наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и
окружающей среде.
Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне НОО
Целевые ориентиры |
Гражданско-патриотическое воспитание |
Знающий и любящий свою малую родину, свой край,
имеющий представление о Родине — России, её территории, расположении. Сознающий принадлежность к своему народу и к общности
граждан России, проявляющий уважение к своему и другим народам. Понимающий свою сопричастность к прошлому, настоящему
и будущему родного края, своей Родины — России, Российского государства. Понимающий значение гражданских символов
(государственная символика России, своего региона), праздников, мест
почитания героев и защитников Отечества, проявляющий к ним уважение. Имеющий первоначальные представления о правах и
ответственности человека в обществе, гражданских правах и обязанностях. Принимающий
участие в жизни класса, общеобразовательной организации, в доступной по
возрасту социально значимой деятельности. |
Духовно-нравственное
воспитание |
Уважающий духовно-нравственную культуру
своей семьи, своего народа, семейные ценности с учётом национальной,
религиозной принадлежности. Сознающий ценность каждой человеческой
жизни, признающий индивидуальность и достоинство каждого человека. Доброжелательный, проявляющий
сопереживание, готовность оказывать помощь, выражающий неприятие поведения,
причиняющего физический и моральный вред другим людям, уважающий старших. Умеющий оценивать поступки с позиции их
соответствия нравственным нормам, осознающий ответственность за свои
поступки. Владеющий представлениями о многообразии
языкового и культурного пространства России, имеющий первоначальные навыки
общения с людьми разных народов, вероисповеданий. Сознающий нравственную и эстетическую
ценность литературы, родного языка, русского языка, проявляющий интерес к
чтению. |
Эстетическое
воспитание |
Способный воспринимать и чувствовать
прекрасное в быту, природе, искусстве, творчестве людей. Проявляющий интерес и уважение к
отечественной и мировой художественной культуре. Проявляющий
стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности,
искусстве. |
Физическое
воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия |
Бережно относящийся к физическому
здоровью, соблюдающий основные правила здорового и безопасного для себя и
других людей образа жизни, в том числе в информационной среде. Владеющий основными навыками личной и
общественной гигиены, безопасного поведения в быту, природе, обществе. Ориентированный на физическое развитие с
учётом возможностей здоровья, занятия физкультурой и спортом. Сознающий и принимающий свою половую
принадлежность, соответствующие ей психофизические и поведенческие
особенности с учётом возраста. |
Трудовоевоспитание |
Сознающий ценность труда в жизни человека,
семьи, общества. Проявляющий уважение к труду, людям труда,
бережное отношение к результатам труда, ответственное потребление. Проявляющий интерес к разным профессиям. Участвующий в различных видах доступного
по возрасту труда, трудовой деятельности. |
Экологическоевоспитание |
Понимающий ценность природы, зависимость
жизни людей от природы, влияние людей на природу, окружающую среду. Проявляющий любовь и бережное отношение к
природе, неприятие действий, приносящих вред природе, особенно живым
существам. Выражающий готовность в своей деятельности
придерживаться экологических норм. |
Ценности
научного познания |
Выражающий познавательные интересы,
активность, любознательность и самостоятельность в познании, интерес и
уважение к научным знаниям, науке. Обладающий первоначальными представлениями
о природных и социальных объектах, многообразии объектов и явлений природы,
связи живой и неживой природы, о науке, научном знании. Имеющий первоначальные навыки наблюдений,
систематизации и осмысления опыта в естественнонаучной и гуманитарной
областях знания. |
Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне ООО
Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне СОО
Целевые ориентиры |
Гражданское
воспитание |
Сознающий своё единство с народом России как источником
власти и субъектом тысячелетней российской государственности, с Российским
государством, ответственность за его развитие в настоящем и будущем на основе
исторического просвещения, сформированного российского национального
исторического сознания. Проявляющий готовность к защите Родины, способный
аргументированно отстаивать суверенитет и достоинство народа России и
Российского государства, сохранять и защищать историческую правду. Ориентированный на активное гражданское участие на
основе уважения закона и правопорядка, прав и свобод сограждан. Осознанно и деятельно выражающий неприятие любой
дискриминации по социальным, национальным, расовым, религиозным признакам,
проявлений экстремизма, терроризма, коррупции, антигосударственной
деятельности. Обладающий опытом гражданской социально значимой
деятельности (в ученическом самоуправлении, волонтёрском движении,
экологических, военно-патриотических и др. объединениях, акциях, программах). |
Патриотическое воспитание |
Выражающий свою
национальную, этническую принадлежность, приверженность к родной культуре,
любовь к своему народу. Сознающий
причастность к многонациональному народу Российской Федерации, Российскому
Отечеству, российскую культурную идентичность. Проявляющий
деятельное ценностное отношение к историческому и культурному наследию своего
и других народов России, традициям, праздникам, памятникам народов,
проживающих в родной стране — России. Проявляющий
уважение к соотечественникам, проживающим за рубежом, поддерживающий их
права, защиту их интересов в сохранении российской культурной идентичности. |
Духовно-нравственное воспитание |
Проявляющий приверженность традиционным
духовно-нравственным ценностям, культуре народов России с учётом
мировоззренческого, национального, конфессионального самоопределения. Действующий и оценивающий своё поведение и
поступки, поведение и поступки других людей с позиций традиционных российских
духовно-нравственных ценностей и норм с осознанием последствий поступков,
деятельно выражающий неприятие антигуманных и асоциальных поступков,
поведения, противоречащих этим ценностям. Проявляющий уважение к жизни и достоинству
каждого человека, свободе мировоззренческого выбора и самоопределения, к
представителям различных этнических групп, религий народов России, их
национальному достоинству и религиозным чувствам с учётом соблюдения
конституционных прав и свобод всех граждан. Понимающий и деятельно выражающий ценность
межнационального, межрелигиозного согласия людей, народов в России, способный
вести диалог с людьми разных национальностей, отношения к религии и
религиозной принадлежности, находить общие цели и сотрудничать для их
достижения. Ориентированный на создание устойчивой
семьи на основе российских традиционных семейных ценностей; понимания брака
как союза мужчины и женщины для создания семьи, рождения и воспитания в семье
детей; неприятия насилия в семье, ухода от родительской ответственности. Обладающий
сформированными представлениями о ценности и значении в отечественной и мировой
культуре языков и литературы народов России, демонстрирующий устойчивый
интерес к чтению как средству познания отечественной и мировой духовной
культуры. |
Эстетическое
воспитание |
Выражающий понимание ценности
отечественного и мирового искусства, российского и мирового художественного
наследия. Проявляющий восприимчивость к разным видам
искусства, понимание эмоционального воздействия искусства, его влияния на
поведение людей, умеющий критически оценивать это влияние. Проявляющий понимание художественной
культуры как средства коммуникации и самовыражения в современном обществе,
значения нравственных норм, ценностей, традиций в искусстве. Ориентированный на осознанное творческое
самовыражение, реализацию творческих способностей в разных видах искусства с
учётом российских традиционных духовных и нравственных ценностей, на
эстетическое обустройство собственного быта. |
Физическое воспитание, формирование
культуры здоровья и эмоционального благополучия |
Понимающий и выражающий в практической
деятельности ценность жизни, здоровья и безопасности, значение личных усилий
в сохранении и укреплении своего здоровья и здоровья других людей. Соблюдающий правила личной и общественной
безопасности, в том числе безопасного поведения в информационной среде. Выражающий на практике установку на
здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиены, режим занятий и
отдыха, регулярную физическую активность), стремление к физическому
совершенствованию, соблюдающий и пропагандирующий безопасный и здоровый образ
жизни. Проявляющий сознательное и обоснованное неприятие
вредных привычек (курения, употребления алкоголя, наркотиков, любых форм
зависимостей), деструктивного поведения в обществе и цифровой среде,
понимание их вреда для физического и психического здоровья. Демонстрирующий навыки рефлексии своего
состояния (физического, эмоционального, психологического), состояния других
людей с точки зрения безопасности, сознательного управления своим
эмоциональным состоянием, развивающий способности адаптироваться к стрессовым
ситуациям в общении, в разных коллективах, к меняющимся условиям (социальным,
информационным, природным). |
Трудовоевоспитание |
Уважающий труд, результаты труда, трудовые
и профессиональные достижения своих земляков, их вклад в развитие своего
поселения, края, страны, трудовые достижения российского народа. Проявляющий способность к творческому
созидательному социально значимому труду в доступных по возрасту
социально-трудовых ролях, в том числе предпринимательской деятельности в
условиях самозанятости или наёмного труда. Участвующий в социально значимой трудовой
деятельности разного вида в семье, общеобразовательной организации, своей
местности, в том числе оплачиваемом труде в каникулярные периоды, с учётом
соблюдения законодательства. Выражающий осознанную готовность к
получению профессионального образования, к непрерывному образованию в течение
жизни как условию успешной профессиональной и общественной деятельности. Понимающий
специфику трудовой деятельности, регулирования трудовых отношений,
самообразования и профессиональной самоподготовки в информационном
высокотехнологическом обществе, готовый учиться и трудиться в современном
обществе. Ориентированный на осознанный выбор сферы
трудовой, профессиональной деятельности в российском обществе с учётом личных
жизненных планов, потребностей своей семьи, общества. |
Экологическоевоспитание |
Демонстрирующий в поведении
сформированность экологической культуры на основе понимания влияния
социально-экономических процессов на природу, в том числе на глобальном
уровне, ответственность за действия в природной среде. Выражающий деятельное неприятие действий,
приносящих вред природе. Применяющий знания естественных и
социальных наук для разумного, бережливого природопользования в быту,
общественном пространстве. Имеющий и развивающий опыт экологически
направленной, природоохранной, ресурсосберегающей деятельности, участвующий в
его приобретении другими людьми. |
Ценности научного
познания |
Деятельно выражающий познавательные
интересы в разных предметных областях с учётом своих интересов, способностей,
достижений. Обладающий представлением о современной
научной картине мира, достижениях науки и техники, аргументированно
выражающий понимание значения науки в жизни российского общества, обеспечении
его безопасности, гуманитарном, социально-экономическом развитии России. Демонстрирующий навыки критического
мышления, определения достоверной научной информации и критики антинаучных
представлений. Развивающий и применяющий навыки
наблюдения, накопления и систематизации фактов, осмысления опыта в
естественнонаучной и гуманитарной областях познания, исследовательской
деятельности. |
Результаты воспитания,
демонстрирующие адаптацию обучающихся к изменяющимся условиям социальной
и природной среды:
освоение
обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих
ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм
социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы,
сформированные по профессиональной деятельности, а также
в рамках социального взаимодействия с людьми из другой
культурной среды;
ü способность
обучающихся к взаимодействию в условиях неопределенности, открытость
опыту и знаниям других;
ü способность
действовать в условиях неопределенности, повышать уровень своей
компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться
у других людей, осознавать в совместной деятельности новые знания,
навыки и компетенции из опыта других;
ü навык
выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний,
в том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы
об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных,
осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать свое
развитие;
ü умение
распознавать конкретные примеры понятия по характерным признакам,
выполнять операции в соответствии с определением и простейшими
свойствами понятия, конкретизировать понятие примерами, использовать понятие
и его свойства при решении задач (далее – оперировать понятиями),
а также оперировать терминами и представлениями в области
концепции устойчивого развития;
ü умение
анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;
ü умение
оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду,
достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
ü способность
обучающихся осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения
и их последствия;
ü воспринимать
стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;
ü оценивать
ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия;
ü формулировать
и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить
позитивное в произошедшей ситуации;
ü быть
готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.
Задачи:
ü реализовывать
потенциал классного руководства в воспитании обучающихся, поддерживать активное
участие классных сообществ в жизни образовательной организации;
ü вовлекать
обучающихся в кружки, секции, клубы, студии и иные объединения, работающие по
школьным программам внеурочной деятельности, реализовывать их воспитательные
возможности;
ü использовать
в воспитании обучающихся возможности школьного урока, поддерживать
использование на уроках интерактивных форм занятий с обучающимися;
ü организовывать
взаимодействие с семьями обучающихся, их родителями (законными
представителями), направленное на совместное решение проблем личностного
развития обучающихся;
ü реализовывать
воспитательные возможности основных школьных дел, поддерживать традиции их
коллективного планирования, организации, проведения и анализа в школьном
сообществе;
ü поддерживать
деятельность функционирующих на базе образовательной организации детских
общественных объединений и организаций;
ü организовывать
для обучающихся внешкольные мероприятия – экскурсии, экспедиции, походы,
реализовывать их воспитательный потенциал;
ü организовывать
профилактическую деятельность в целях формирования и поддержки безопасной и
комфортной среды;
ü развивать
предметно-пространственную среду образовательной организации и реализовывать ее
воспитательные возможности;
ü поддерживать
деятельность функционирующих в школе органов школьного и
классного ученического самоуправления;
ü организовать
и поддерживать социальное партнерство с учреждениями
образования, культуры, городскими предприятиями в соответствии с
договорами о сотрудничестве по организации и проведению отдельных мероприятий в
рамках рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы;
ü организация
деятельности школы по обеспечению профессионального самоопределения школьников.