Мероприятия
02.09.2021
1 сентября на базе МБОУ Логовской СОШ был открыт центр образования естественно-научной и технологической направленностей "Точка роста"
"Летнее путешествие в микромир"
16.06.2022
В рамках реализации программы Центра образования естественно-научной и технологической направленностей «Точка роста» МБОУ Логовской СОШ 16 июня 2022 года было проведено открытое мероприятие учителем Биологии Кисловой Н.А., с участием 15 ребят 1-7 класса, посещающих летний оздоровительный лагерь «Лучик», отряд « Солнечный», педагоги-воспитатели Ляпина Г. С. и Сорокина М.Ф. на тему: «Микромир растительной клетки, плесневых грибов и комнатной пыли». Ребята, под руководством педагога работали с оборудованием биологической лаборатории RELION «Точки роста».
Урок физики
07.10.2022
В 8 классе прошел урок физики с использованием оборудования центра «Точка роста».
Тема урока согласно рабочей программы «Расчет количества теплоты при нагревании и охлаждении.
Цель: Уметь рассчитывать количество теплоты, необходимого для нагревания или выделяемого телом при охлаждении.
Уметь экспериментально доказывать равенства количеств отданной и полученной теплоты при смешивании холодной и горячей воды.
Приступая к выполнению самостоятельной работы учащимися была выдвинута гипотеза «При смешивании холодной и горячей воды количество теплоты одинаковое.» Учащиеся собрали установку ,ознакомились с техникой безопасности и ходом работы .
Из опыта стало известно,что если между телами происходит теплообмен,то внутренняя энергия изменяется одинаково.Однако ребята заметили,что при смешивании горячей и холодной воды,энергия отданная горячей водой больше,чем получила холодная.После рассуждений учащиеся сделали вывод. Часть энергии передается воздуху, сосуду и т.д.
В ходе практической работы выяснилось,что учащиеся умеют представлять план своих действий.Так как работа проводилась по группам принимали решения ,согласовывая мнения. Умеют организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность.
«Нам очень понравился урок»-поделился ученик 8 класса Дмитриев Егор. "Мы сами собирали установку, строили предположения.Научились соотносить свои действия с планом, делать вывод, спорить".
Конкурс исследовательских и проектных работ обучающихся 5-8 классов "Лестница успеха"
18.10.2022
18 октября в МБОУ Логовской СОШ прошел конкурс исследовательских и проектных работ "Лестница успеха" для 5-8 классов. Ребята и их наставники с удовольствием приняти активное участие в данном мероприятии. Презентация исследовательских и проектных работ проходила на базе центра естественно-научной и технологической направленности "Точка роста", с использованием оборудования центра, а также на базе Центра образовательной среды, с использованием оборудования ЦОС.
Шахматный турнир
24.10.2022
24.10 2022 г. ЦТР и КВАНТОРИУМ провел шахматный турнир, посвященный Дню Учителя. Для проведения турнира использовалась Интернет платформа lichess.org. Шахматисты Логовской СОШ приняли участие в этом турнире во всех возрастных категориях. В старшей группе (14 участников) учащийся 10 класса нашей школы Маслов Даниил был единственным участником и занял призовое 3 место (ник Mascot228)
Напряженная
борьба развернулась в самой многочисленной группе (5-9 классы - 64 участника).
Ребята нашей школы заняли следующие места:
Мухтиев
Рашид , 8класс -7 место, Шагиев Хусен ,Мухтиев Алишан, 6 класс -14,15 места
соответственно, Мамедов Ахмед, 7 класс -21 место.
В младшей
группе среди 30 участников 3 место занял
Шиловский Андрей(ник Andrey_Shilo)
Профориентационное мероприятие агротехнологического и электроэнергетического факультетов Волгоградского ГАУ
16.11.2022
16 ноября 2022 года в 11.00 состоялось совместное профориентационное мероприятие агротехнологического и электроэнергетического факультетов Волгоградского ГАУ. 11 класс, МБОУ Логовской СОШ, в количестве 19 обучающихся. Техническую сторону в подключении обеспечила Шиловская Л. П., учитель информатики и руководитель агрокоасса Кислова Н. А., учитель биологии. Ребята получили много интересной информации, задали интересующие их вопросы деканам ВУЗа.
Уроки качества
Урок занимательной химии для начальной школы на тему: «Чудеса, да и только».
24.06.2022
В летнем оздоровительном лагере с дневным
пребыванием детей «Лучик» прошел урок
занимательной химии для начальной школы на тему: «Чудеса, да и только».
Урок проводился в образовательном Центре «Точка
роста» с использованием электронной цифровой лаборатории по химии на базе
школы.
Цель такого урока – пробудить у ребят познавательный
интерес к химии, так как в последнее время этот интерес стал уменьшаться. А
ведь химия – это основополагающая наука естественного цикла предметов. Человек живет в мире веществ, ему просто
необходимо знать вещества, их свойства, явления, происходящие при
взаимодействии веществ, чтобы не навредить ни себе, ни окружающим людям, ни
природе. Поэтому я начинаю заниматься с ребятами еще в начальной школе, затем в
среднем звене веду кружок «Химия вокруг нас», и уже к 9 классу у многих ребят
возникает интерес к предмету химии.
Обучающиеся 3-4 классов, воспитанники оздоровительного
лагеря, узнали, какие бывают вещества,
какие исследования можно провести, используя цифровые лаборатории; открыли для
себя факт растворимости веществ в воде. Во время беседы привели примеры веществ, окружающих их дома,
рассказали о пользе и вреде этих веществ.
Химия – волшебная наука, и дети убедились в этом на примере занимательных опытов: «Несгораемый платочек», «Вулкан», «Гибель «Титаника», «Дым без огня», «Фараоновы змеи» и других. Воспитанники лагеря провели самостоятельный эксперимент по выделению металлической меди из раствора медного купороса и выразили готовность изучать интересную и увлекательную науку химию.
Внеурочная деятельность обучающихся по химии с использованием ЦОС и Центра «Точка роста» в МБОУ Логовской СОШ
08.12.2022
Модернизация школьного
образования предусматривает в качестве одного из важнейших направлений
предпрофильную подготовку учащихся основной школы.Ключевым элементом
профилизации школы призвана стать система элективных курсов для учащихся 8-11
классов.
Элективные курсы для
предпрофильного уровня обучения помогают учащимся основной школы выбрать
будущую специализацию и профиль обучения.
В старшей профильной школе элективные курсы
направлены на углубление и расширение предметных знаний учащихся, подготовку их
к итоговой аттестации, продолжению соответствующего профилю образования в
высшей школе и сознательному выбору будущей специальности.
Элективный курс
«Озадаченная химия» в 9 классе помогает решать эти задачи.
2-й г о д обучения предполагает решение задач по химическим уравнениям,
требующих
логического мышления. На этом этапе, кроме теоретических, предполагается
решение
практических задач, ознакомление с качественными реакциями на
неорганические
вещества, выполнение практических работ.
Решение задач занимает в химическом образовании важное место. Это один из
важнейших приемов обучения, посредством которого обеспечивается более
глубокое и
полное усвоение учебного материала и вырабатывается умение самостоятельного
осмысления и применения приобретенных знаний.
Программа «Озадаченная химия» имеет профессиональную направленность и
востребована учащимися 9 классов, прежде всего теми, кто выбрал предмет
химия для
ОГЭ.
Цифровая образовательная среда является неоценимом помощником в решении
химических задач, самостоятельном составлении текстов, возможностей
проверки и
самопроверки решения.
По отзывам обучающихся, ЦОС делает процесс изучения химии более
увлекательным и
приносит удовлетворение своими результатами, в частности - конкурсы
«Озадачь друга»,
«Исправь ошибку у соседа» и другие. Ученику, избравшему химическую
специальность,
программа поможет овладеть в совершенстве необходимыми приемами умственной
деятельности, развить творческое мышление.
ИНФОПОВОД МБОУ ЛОГОВСКАЯ СОШ
12.12.2022
В 9
классах по теме «Звуковые волны» была
проведена практическая работа с использованием оборудования «Точка Роста.»
Тема урока согласно рабочей программы «
Звуковые волны. Скорость звука. Высота, тембр, громкость звука.»
Цель: Определить
характеристики звуковых волн, зависимость громкости и высоты звука.
Оборудование:
лаборатория RELION
, осциллограф двухканальный, генератор звука, соединительные провода, ноутбук.
В ходе
работы учащиеся собрали установку по схеме, вспомнили характеристики
механических волн. Выдвинули гипотезу : «Если звук это тоже волна, то он тоже
должен зависеть от тех же величин».
Периодически
меняя частоту, амплитуду учащиеся заметили влияние изменения частоты и амплитуды на громкость и высоту звука,
наблюдали искажение звука. Используя полученные графики ребята рассчитывали
период звуковой волны.
Проведенные опыты так же подтвердили, что
звуковым волнам присущи свойства механических волн: длина волны, частота волны,
скорость волны.
В ходе проведенной работы учащиеся самостоятельно
анализируют и обрабатывают полученную информацию, делают выводы и расчеты.
Умеют организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность.
«Сегодня на уроке мы сами собрали установку ,
чтобы изучить зависимость звуковых волн.Все вместе обсуждали, спорили и сделали
вывод, который подтвердил наше предположение в начале работы. Было интересно.»
-говорит Малышева Арина ученица 9 «а»
класса.
Использование цифровой лаборатории «Releon» при проведении внеурочного занятия на тему: «Исследование электропроводности растворов органических и неорганических веществ. Сильные и слабые электролиты»
24.01.2023
Исследование
проводилось 13.01.2023 года с использованием цифрового датчика
электропроводности лаборатории Releon . В данном занятии предполагалось
использование исследовательского метода, то есть учащиеся сами добывают новые
для себя знания путем выполнения эксперимента, выдвигают гипотезы и
подтверждают либо опровергают их, с помощью лаборатории Releon изучают
электропроводность различных веществ.
Для исследования
использовались растворы кислот, щелочей, солей и воды дистиллированной –
неорганических веществ, а также – растворы органических веществ: глюкозы,
этилового спирта, уксусной кислоты.
В результате
исследования электропроводности выданных растворов с помощью датчика Releon выяснилось, что органические вещества
являются либо неэлектролитами, либо слабыми электролитами – в отличие от
неорганических веществ, являющихся сильными электролитами. Результаты измерений
вносили в таблицу сравнения, обсуждали результаты, делали научные выводы.
Внеурочное
занятие разработано с применением
технологий проблемного обучения и дифференцированного подхода с учетом
требований ФГОС нового поколения. В ходе занятия использовались различные формы
работы: парная, групповая, а также-
технология смешанного обучения .
Решались следующие
задачи развивающего обучения: развивать у учащихся основные мыслительные
операции: анализа и синтеза, сравнения, классификации, систематизации,
обобщения понятий, а также - строить логические рассуждения, включающие
установление причинно-следственных связей.
Цифровая
химическая лаборатория в данном случае используется для развития функциональной грамотности, для
подготовки к ГИА и ВПР. В конце занятия рассматриваются контрольные вопросы по теме , а также
планируются темы проектных и исследовательских работ .
Обучающиеся
проявляют большой интерес к работе в
цифровой лаборатории.
Учитель
Колосова Т.И.
Практическое занятие по робототехнике с использованием оборудования «Точка роста»
24.01.2023
Место
проведения МБОУ Логовская СОШ, кабинет информатики
Группа
учащихся 5 класса
Техническое
обеспечение: Комплект «СТЕМ Мастерская»
В Логовской средней общеобразовательной школе
действует кружок «Азбука робототехники», в работе которого успешно используется
оборудование центра «Точка роста». Особенность кружка «Азбука робототехники»
состоит в том, что робототехника в школе представляет учащимся технологии 21
века, способствует развитию их коммуникативных способностей, развивает навыки
взаимодействия, самостоятельности при принятии решений, раскрывает их
творческий потенциал. Дети и подростки лучше понимают, когда они что-либо
самостоятельно создают или изобретают.
Цели и задачи
занятия:
Цель: Развивать
практические навыки по конструированию роботов, развивать творческую
активность.
Задачи:
Образовательная: отработать практические навыки по конструированию; учиться
решать задачи с практическим содержанием.
Развивающая:
Способность
ориентироваться
в большом
разнообразии технических средств; развивать
любознательность, сообразительность
при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического
характера;
Воспитательная: воспитывать
внимательность, аккуратность, дисциплинированность, усидчивость, чувство
товарищества.
Тип занятия: практическая работа.
Основные этапы :
Разработка механизма на основе используемого конструктора.
Составление программы для работы механизма.
Тестирование модели, устранение дефектов и неисправностей.
Формы организации
учебных занятий:
самостоятельнаядеятельность(дети выполняют индивидуальныезадания в течение
части занятия или нескольких занятий);ролевая игра;соревнование
Учащиесясначала обдумывают, а затем создают различные модели. При этом активизацияусвоения учебного материала достигается благодаря тому, что мозг и руки«работают вместе».
Учитель: Шиловская Л. П.Реализация урочной деятельности по Химии в рамках функионирования Центра образования "Точка роста"
13.04.2023
В рамках национального проекта «Образование» стало возможным оснащение школ современным оборудованием центра «Точка Роста». Это открыло новые возможности урочной и внеурочной деятельности. Современное аналоговое и цифровое оборудование является неотъемлемым условием формирования высокотехнологической среды школы, без которой сложно представить современный образовательный процесс обучения. Благодаря этому расширяется поле взаимодействия ученика и учителя, которое распространяется за стены школы в реальный и виртуальный социум. Использование нового учебного оборудования становится средством обеспечения этого взаимодействия.
В рамках урочной деятельности выполняется обязательный минимумлабораторных и практических работ.
Так, в 9 классе была проведена практическая работа на тему:
«Решение экспериментальных задач по теме «Теория электролитической диссоциации» с целью закрепить знания о свойствах кислот, оснований и солей в свете теории электролитической диссоциации; проконтролировать степень усвоения основных знаний, сформированных на предыдущих уроках;
продолжить формирование понятий электролиты, неэлектролиты; развивать навыки проведения химического эксперимента, выделять главное, сравнивать, обобщать и формулировать выводы; соблюдать санитарно-гигиенические нормы при работе с химическими реактивами.
«ИГРОВЫЕ ПРОЕКТЫ В ЭПОХУ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ»
21.04.2023
21
АПРЕЛЯ 2023 ГОДА НА ТЕРРИТОРИИ ИСТОРИЧЕСКОГО ПАРКА
«РОССИЯ-МОЯ
ИСТОРИЯ» (г.
Волгоград, ул. Набережная 62-й Армии 1Б) состоялся ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ СЕМИНАР «ИГРОВЫЕ ПРОЕКТЫ В ЭПОХУ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ», в котором приняла
участие, руководитель центра естественно-научной и технологической
направленности «Точка роста ,МБОУ Логовской СОШ КИСЛОВА НАТАЛИЯ АЛЕКСАНДРОВНА.
Мероприятие приурочено к 30-летию международного движения конкурных
игр и 25-летию деятельности Волгоградского
регионального
В программе семинара:
- доклад председателя Волгоградского регионального оргкомитета игровых
проектов, доцента кафедры социально-гуманитарных дисциплин и менеджмента в
образовании ВГАПО Е.В. Ионовой «История игровых проектов в Волгоградской
области»;
- доклад члена жюри
регионального этапа Всероссийской олимпиады, учитель Санкт-Петербургского
губернаторского ФМЛ № 30, преподавателя учебного центра «Смартематика» А.П.
Челкак «СМАРТ-Кенгуру» как средство формирования математической
грамотности у учащихся в рамках реализации обновленных ФГОС»;
-
вручение сертификатов «Центра
технологии тестирования «Кенгуру плюс»;
-
выступления экспертов российских вузов, специалистов в области предметных
компетенций и основных направлений функциональной грамотности;
-
выступление представителей
образовательных организаций Волгограда и Волгоградской области об опыте
организации игровых конкурсов;
-
вручение сертификатов «Школа игровых проектов» Центра образовательных
технологий «Открытие»;
- стендовые
доклады руководителей центров «Точка роста» по теме: «Школьный образовательный
центр «Точка роста» и «Школьный кванториум» как место сборки метапредметных и
личностных образовательных результатов школьников»;
- награждение
лучших организаторов игровых конкурсов образовательных организаций Волгограда и
Волгоградской области.
Занятие кружка «В мире клеток и тканей» МБОУ Логовской сош. Тема: «Мир под микроскопом»
28.04.2023
Цель: повышение
интереса обучающихся к биологии через ознакомление с оборудованием Центра
естественно-научной и технологической направленности «Точка роста», цифровой лаборатории
«RELION», устройством и оснащением цифрового микроскопа.
Задачи:
1. Показать и разъяснить обучающимся правила работы
с цифровым микроскопом.
2. Показать принцип его работы на практике и
основные отличия от светового микроскопа.
3.
Научить обучающихся отцифровывать изображения и передавать их на компьютер в
момент проведения исследования.
Оборудование: проектор, ноутбуки, цифровые микроскопы, световые микроскопы, методические
рекомендации по работе с микроскопом, салфетки, скотч, готовые микропрепараты,
разнообразные предметы для исследования.
План проведения занятия:
1. Приветствие участников.
2. Ознакомление с устройством и возможностями цифрового микроскопа.
3. Сравнение строения и возможностей при работе с цифровым и световым микроскопами.
4. Практическая работа.
5.Рефлексия.
При использовании световых микроскопов всеми
обучающимися на лабораторно-практических работах у учителя возникает трудность
в контроле над правильностью настройки микроскопов у учащихся –просто не
хватает времени заглянуть в каждый микроскоп. Цифровой микроскоп позволяет
решить и эту проблему. Цифровой
микроскоп — это приспособленный для работы в школьных условиях оптический
микроскоп, снабженный преобразователем визуальной информации в цифровую,
обеспечивающим возможность передачи на компьютер в реальном времени изображения
микрообъекта и микропроцесса, его хранения, в том числе и в форме цифровой
видеозаписи, отображения на экране, распечатки, включения в презентацию.
При проведении лабораторно-практических
работ на уроках цифровой микроскоп оказывает значительную помощь. Программа,
которая устанавливается на компьютере, возможно, хранить информацию,
распечатать или включить в презентацию. Микроскоп, также можно использовать в
проектной и исследовательской деятельности.
На данном
занятии ребятам было предложено задание:
С помощью цифрового микроскопа провести практическую работу.
1. Подключение цифрового микроскопа к компьютеру.
2. Приготовить микропрепарат.
3. Произвести исследование объектов, сделать фотографии наблюдения
1. Приветствие.
Руководитель кружка Кислова
Н.А. приветствовала, обучающихся в
кабинете биологии Центра «Точка роста» такими словами напутствия: «Я очень
надеюсь, что сегодня у нас с вами получится интересное и полезное мероприятие.
На нашем занятии вы познакомитесь с цифровой лабораторией «RELION» и научитесь работать с цифровым микроскопом.
Создавать снимки и переносить их на монитор компьютера.
2. Актуализация знаний, мотивация.
- Что вы видите на своих столах? (компьютер, микроскоп)
- Кто из вас уже работал с
микроскопом?
- С каким микроскопом вы уже
работали на уроках биологии? (световым микроскопом)
- Расскажите об устройстве
светового микроскопа. (слайд презентации)
- Микроскопы бывают разные,
сегодня вы узнаете устройство и принципы работы цифрового микроскопа, который у
вас на столе.
Цифровой микроскоп сочетает в себе световой микроскоп
и цветную цифровую камеру, оптическая ось которой совпадает с оптической осью
микроскопа. Камера имеет подключение к USB порту компьютера. Программная поддержка позволяет не только
рассматривать объекты на экране компьютера, но и делать фото- и видеосъемку
изучаемых объектов.
Знакомство с устройством
цифрового микроскопа (слайд презентации)
- У вас на столах лежат
памятки по работе с цифровым микроскопом, внимательно прочитайте её.
Работа с цифровым микроскопом (рассказ
учителя с демонстрацией на экран)
- Работа с микроскопом позволяет заглянуть в мир,
который невозможно увидеть. Чтобы рассмотреть объект под микроскопом, нужно
приготовить микропрепарат. У вас на столах есть все для того, чтобы приготовить
микропрепарат кожицы чешуи лука. Давайте вспомним алгоритм приготовления
микропрепарата клеток кожицы чешуи лука (ученики
вспоминают алгоритм).
Приготовление
и изучение под микроскопом клеток эпидермиса лука.
- Опираясь на слайд презентации приготовьте
микропрепарат.
(ученики,
используя слайд презентации, готовят микропрепарат)
Ваши цифровые микроскопы подключены к компьютеру через
USB. Откройте программу «RELION». Нажмите кнопку «Камера».
Выберите устройство видеозахвата Integrated Webcam. Наведите камеру на объект
и получите резкое изображение, вращая колесиком. Колесико микроскопа вращайте в
сторону с отметкой 50Х до упора. Вы получите изображение под малым увеличением.
Яркость подсветки регулируется с помощью колесика на проводе. Сделайте фото
препарата. Для этого нажмите кнопку «Сохранить изображение в файл».
Вращайте колесико в сторону с отметкой 1000Х вы
получите изображение при большом увеличении. Сделайте фото препарата. Для этого
нажмите кнопку «Сохранить изображение в файл». Для сохранения фотографий на компьютере нажать на кнопку «Export». В
открывшимся окне выбрать нужную папку, дать имя фотографии и нажать на кнопку
«Сохранить».
Так
же ребята рассматривали разнообразные предметы, в частности: черный перец
горошком, кристаллы лимонной кислоты, приготавливали микропрепарат комнатной
пыли, цедру мандарина.
Рефлексия
Ребята делились эмоциями и впечатлениями о занятии.
Пробный экзамен по биологии.
16.05.2023
16.05.2023 г в МБОУ Логовской СОШ прошел пробный ОГЭ по биологии. В этом мероприятии приняло участие 10 обучающихся. Пробный ОГЭ проходил с использованием оборудования Центра естественно- научной и технологической направленности " Точка роста" и ЦОС МБОУ Логовской СОШ, под руководством Кисловой Н. А., учителя биологии.
"Занимательная химия" для воспитанников летнего оздоровительного лагеря "Лучик"
08.06.2023
«А почему трава зелёная? Потому, что в каждой травинке есть химическое соединение – хлорофилл, благодаря которому растения дышат и растут. Почему соль солёная? Потому, что в ней есть натрий (Na) и хлор (Cl), который попадая на слюну образуют раствор с особым привкусом. А химический элемент железо (Fе) есть не только в гвозде или машине, но и в воде, в земле, в деревьях и даже в организме человека. В крови человека есть частички железа (Fе), но они так малы, что увидеть их можно при помощи микроскопа. А если хочется скорее вырасти – потреблять нужно химический элемент кальций (Са). Его много в молоке и в молочных продуктах. Даже настроение человека, его здоровье, во многом зависят от присутствия некоторых химических элементов в организме. Химический элемент магний (Mg) влияет на работу сердца. Он содержится в абрикосах и персиках.» На эти и другие вопросы воспитанники оздоровительного лагеря получили ответы в «Точке роста» - химической лаборатории. Прикоснулись к эксперименту сами: получили «химическое молоко», «дым без огня», «химического хамелеона», появление быстрой ржавчины» на металле. По окончании часа занимательной химии дети получили задание - сделать рисунки и написать сочинение о своих впечатлениях. «Нам было очень интересно! Спасибо!»- говорили они.
Практическая работа "Сравнительный анализ РН почвы с использованием оборудования Центра «Точка роста», МБОУ Логовской СОШ- цифровой лаборатории Releon"
03.07.2023
В соответствии с планом
работы 2022-2023 уч.г., на базе Центра «Точка роста», МБОУ Логовской СОШ, 3
июля 2023 года, была проведена практическая работа на тему: "Сравнительный
анализ РН почвы с использованием оборудования Центра «Точка роста», МБОУ
Логовской СОШ- цифровой лаборатории Releon". В мероприятии приняли участие обучающиеся 4-7 классов школы, в
данный момент проходящие летнюю трудовую практику.
Цель работы:
определить характер среды (кислая, щелочная, нейтральная) различных видов почв
и сделать вывод об их пригодности для выращивания различных растений.
Оборудование:
цифровая лаборатория Releon
с датчиком рН, пробирки, стеклянные палочки, химические стаканы,
дистиллированная вода, три пробы почвы ( с пришкольного учебно-опытного
участка, с участка под вишнёвым садом и
розария)
Ход занятия:
Вступительное слово учителя биологии Кисловой
Н.А.:
Существенным фактором, влияющим на плодородие почвы, является кислотность. Кислотность
влияет на структуру почвы (величину и прочность почвенных частиц), на вносимые
органические и минеральные удобрения, микрофлору почвы и развития самого
растения.
Ребята, кто знает, что такое рН? (Ответы учащихся)
Кислотность почвенного раствора обозначают величиной
рН. Нейтральные почвы имеют рН = 7, а при рН выше 7 почва щелочная, ниже 7
кислая и тем кислее, тем меньше эта цифра.
Учитель биологии:
О кислотности почвы можно судить по характеру дикой растительности. На кислых
почвах растет хвощ, подорожник, вереск, иван-да-марья, мята полевая, осока и
др.
На нейтральных почвах растут крапива, лебеда,
ромашка, дикий клевер, шиповник и др.
Для большинства садовых и огородных культур лучшие
почвы - слабокислые и близкие к нейтральной с рН 5,5-6,5.
Практическая работа:
Учитель:
Ребята, ваша задача сделать анализ почвы на кислотность, сравнить их и сделать
вывод об их пригодности для выращивания различных растений. Перед вами
необходимые оборудования и инструкции по их выполнению.
Порядок проведения работы:
1. В пробирку поместили почву ( столбик почвы должен
быть 2-3 см). Прилили дистиллированную воду, объем которой должен быть в 3 раза
больше объема почвы. Хорошенько перемешали стеклянной палочкой.
2. Электрод рН предварительно подготовили к работе.
3. Запустили программу измерений Releon.
4. Подключили датчик рН к ноутбуку. В почвенную
вытяжку поместить электрод рН.
5. Подождали установления показаний в течение
нескольких секунд. Зафиксировать показания.
6. Результаты измерений занести в таблицу и сделать
вывод.
Группы учащихся |
Уровень рН |
1 группа
(почва из леса) |
7,0 |
2 группа
(почва с пришкольного участка) |
7,5 |
3 группа
(почва с приусадебного участка) |
7,2 |
Выводы:
Итак, мы с вами определили кислотность почвы из
разных участков, по уровню рН наши почвы имеют нейтральный характер среды и из
этого делаем вывод, что они все пригодны для выращивания с/х растений.
Мы можем дать практические советы жителям нашего
села для выращивания огородных культур:
1. Для устранения избыточной кислотности почву
известкуют осенью. Поступающий с известью кальций нейтрализует кислотность
почвы. По величине рН устанавливают степень нуждаемости почв в известковании и
ориентировочную норму извести.
Растения отличаются по отношению к кислотности почвы
и известкованию. В соответствии с этим культуры можно разделить на несколько
групп:
Первая – растения наиболее чувствительные к
кислотности, требующие нейтральной
реакции и сильно отзывающиеся на известкование (свекла, капуста, лук, чеснок,
сельдерей, шпинат, смородина)
вторая - растения, нуждающиеся в слабокислой и
близкой к нейтральной реакции, хорошо отзывающиеся на известкование ( капуста
цветная, салат, огурец, фасоль, горох, яблоня, слива, вишня)
третья - растения, переносящие умеренную кислотность
почвы и отрицательно реагирующие на избыток извести (картофель, морковь,
петрушка, репа, редька, кабачок, томат, ревень, малина, земляника, груша, крыжовник).
Спасибо за участие!