Пояснительная записка
Учебный план разработан на основе варианта № 1 федерального учебного плана
Федеральной образовательной программы основного общего образования,
утвержденной приказом Минпросвещения от 18.05.2023 № 370 с учетом изменений,
внесенных приказом от 09.10.2024 № 704 для обучающихся, которые начнут обучение
на уровне ООО с 01.09.2025.
Учебный план основной образовательной программы основного общего образования
(далее – учебный план) обеспечивает реализацию требований ФГОС ООО и ФОП ООО,
определяет общие рамки отбора учебного материала, формирования перечня
результатов
образования
и
организации
образовательной
деятельности.
Учебный план:
фиксирует максимальный объем учебной нагрузки обучающихся;
определяет и регламентирует перечень учебных предметов, курсов и время,
отводимое на их освоение и организацию;
распределяет учебные предметы, курсы, модули по классам и учебным годам.
Учебный план состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов,
обязательных для всех имеющих по данной программе государственную аккредитацию
образовательных организаций, реализующих образовательную программу основного
общего образования, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам)
обучения.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
определяет время, отводимое на изучение учебных предметов, учебных курсов,
учебных модулей по выбору обучающихся, родителей (законных представителей)
несовершеннолетних обучающихся, в том числе предусматривающих углубленное
изучение учебных предметов, с целью удовлетворения различных интересов
обучающихся, потребностей в физическом развитии и совершенствовании, а также
учитывающих этнокультурные интересы, особые образовательные потребности
обучающихся с ОВЗ.
Время, отводимое на данную часть федерального учебного плана, в МБОУ Логовской
СОШ использовано на:
2
увеличение учебных часов, предусмотренных на изучение отдельных учебных
предметов обязательной части;
введение специально разработанных учебных курсов, обеспечивающих
интересы и потребности участников образовательных отношений, в том числе
этнокультурные;
другие виды учебной, воспитательной, спортивной и иной деятельности
обучающихся.
В интересах детей с участием обучающихся и их семей могут разрабатываться
индивидуальные учебные планы, в рамках которых формируется индивидуальная
траектория развития обучающегося (содержание учебных предметов, курсов, модулей,
темп и формы образования). Реализация индивидуальных учебных планов, программ
сопровождается тьюторской поддержкой.
Учебный план предусматривает пятилетний нормативный срок освоения
образовательной программы основного общего образования. Продолжительность
учебного года на уровне основного общего образования составляет 34 недели.
В МБОУ Логовской СОШ установлен режим пятидневной учебной недели.
Образовательная недельная нагрузка равномерно распределена в течение учебной
недели и соответствует требованиям санитарных норм СанПиН 1.2.3685-21. Объем
максимально допустимой образовательной нагрузки в течение дня в 5–6-х классах не
превышает шести уроков, в 7–9-х классах – семи уроков.
Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебных предметов, курсов,
модулей из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных
отношений, в совокупности не превышает величину недельной образовательной
нагрузки:
в 5-х классах – 29 часов в неделю;
6-х классах – 30 часов в неделю;
7-х классах – 32 часа в неделю;
8–9-х классах – 33 часа в неделю.
Общее количество часов учебных занятий за пять лет составляет 5338 часов.
Обучение в МБОУ Логовской СОШ ведется на русском языке. Учебный план не
предусматривает преподавание учебных предметов «Родной язык» и «Родная
литература» предметной области «Родной язык и родная литература», так как родители
обучающихся в заявлениях не выразили желания изучать указанные учебные предметы.
Учебный план не предусматривает преподавание и изучение предмета «Второй
иностранный язык» в рамках обязательной предметной области «Иностранные языки»,
так как родители в заявлениях не выразили желания изучать учебный предмет.
3
В рамках учебного предмета «Математика» предусмотрено изучение учебных курсов
«Алгебра», «Геометрия», «Вероятность и статистика».
Учебный предмет «История» в рамках обязательной предметной области
«Общественно-научные предметы» включает в себя учебные курсы «История России»,
«Всеобщая история» и «История нашего края», на которые суммарно отводится по
3 часа в неделю в 5–7-х классах, 2 часа в неделю 8 классе, 2,5 часа в неделю в 9 классе.
При проведении занятий по учебным предметам «Иностранный язык (английский)»,
«Труд (технология)», «Информатика», а также по учебным предметам «Физика» и
«Химия» (во время проведения практических занятий) осуществляется деление классов
на две группы с учетом норм по предельно допустимой наполняемости групп.
Время, отводимое на формируемую часть учебного плана, использовано для
увеличения учебных часов, предусмотренных на изучение отдельных учебных
предметов обязательной части. Так, на учебный предмет «Краеведение» в 7-х классах
отводится по 1 часу в неделю, на учебный предмет «Практикум по географии» в 6-х
классах по 1 часу в неделю.
Кроме того, время, отводимое на формируемую часть учебного плана, используется для
реализации Концепции развития детско-юношеского спорта в России до 2030 года на
увеличение учебных часов, отводимых на изучение учебного предмета «Физическая
культура». В 5-9-х классах реализуются модули по видам спорта «Футбол», «Легкая
атлетика» и «Волейбол» (1 час в неделю) по выбору обучающихся Модуль по видам
спорта дополняет учебный предмет «Физическая культура» и является третьим часом
физической активности.
Также формируемая часть учебного плана включает курсы внеурочной деятельности.
Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при определении
максимально допустимой недельной учебной нагрузки обучающихся.
Формы организации образовательной деятельности, чередование урочной и
внеурочной деятельности при реализации основной образовательной программы
основного общего образования определяет МБОУ Логовской СОШ.
Суммарный объем домашнего задания по всем предметам для каждого класса не
превышает продолжительности выполнения 2 часа – для 5-го класса, 2,5 часа – для 6–8-х
классов, 3,5 часа – для 9-го класса. Образовательной организацией осуществляется
координация и контроль объема домашнего задания обучающихся каждого класса по
всем предметам в соответствии с Гигиеническими нормативами.
Домашнее задание на следующий урок задается на текущем уроке, дублируется в
электронном журнале не позднее времени окончания учебного дня – 17.00. Для
выполнения задания, требующего длительной подготовки (например, подготовка
доклада, реферата, оформление презентации, заучивание стихотворений),
предоставляется достаточное количество времени.
4
Использование электронных средств обучения в ходе реализации образовательной
деятельности, включая выполнение домашних заданий, внеурочную деятельность,
проводится в соответствии с Санитарно- эпидемиологическими требованиями и
Гигиеническими нормативами
Учебный план определяет формы промежуточной аттестации в соответствии с
положением о текущем контроле и промежуточной аттестации МБОУ Логовской СОШ.
Объем времени, отведенного на промежуточную аттестацию обучающихся,
определяется рабочими программами учебных предметов, учебных и внеурочных
курсов и календарным учебным графиком основного общего образования. Формы
промежуточной аттестации учебных предметов, учебных и внеурочных курсов
представлены в таблице.
Предметы, курсы
Классы
Формы промежуточной аттестации
5–7-е
Диктант с грамматическим заданием, изложение
8–9-е
Контрольная работа, сочинение
5–6-е
Задания на основе анализа текста, сочинение
7–9-е
Контрольная работа, сочинение
5–9-е
Контрольная работа
Математика
5–6-е
Контрольная работа
Алгебра
7–9-е
Комплексная контрольная работа
Геометрия
7–9-е
Вероятность и
статистика
7–9-е
Информатика
7–9-е
Индивидуальный проект
История
5–9-е
Контрольная работа
Русский язык
Литература
Иностранный
(английский)
язык
Обществознание
9-е
Реферат
География
5–9-е
Контрольная работа
Физика
7–9-е
Контрольная работа, лабораторная работа
Химия
8–9-е
Контрольная работа, лабораторная работа
5–7-е
Контрольная работа
8–9-е
Контрольная работа, групповой проект
5–7-е
Разработка предметов живописи
Биология
Изобразительное
искусство
5
Музыка
5–8-е
Тест, индивидуальный проект
Труд (технология)
5–9-е
Разработка изделий
Физическая культура
5–9-е
Сдача нормативов, тест
Основы безопасности
и защиты Родины
8–9-е
Тест
Модуль
спорта
5-9-е
Результаты соревнований
по
видам
Смысловое чтение
Углубленный
биологии
курс
Основы
программирования
5-е
Комплексная контрольная работа
7–9-е
Публичное выступление
5-й
Проектная работа
Проектноисследовательская
деятельность
по
биологии
5–9-е
Проектная работа
Экологичный
жизни
5-7-е
Проектная работа
Разговоры о важном
5–9-е
Встроенное педагогическое наблюдение
Россия
горизонты
– мои
6–9-е
Встроенное педагогическое наблюдение
Функциональная
грамотность: учимся
для жизни
5–9-е
Комплексная диагностическая работа
Профориентация
8–9-й
Портфолио
образ
Учебный план основного общего образования (пятидневная неделя)
Количество часов в неделю
Предметные области
Учебные предметы
V
VI
VII VIII
IX Всего
класс класс класс класс класс
Обязательная часть
Русский язык и
литература
Русский язык
5
6
4
3
3
21
Литература
3
3
2
2
3
13
Иностранные языки
Иностранный
3
3
3
3
3
15
язык
6
(английский)
Математика
5
5
–
–
–
10
Алгебра
–
–
3
3
3
9
Геометрия
–
–
2
2
2
6
Вероятность и
статистика
–
–
1
1
1
3
Информатика
–
–
1
1
1
3
История
3
3
3
2
2,5
13,5
Обществознание
–
–
–
1
1
2
География
1
1
2
2
2
8
Физика
–
–
2
2
3
7
Химия
–
–
–
2
2
4
Биология
1
1
1
2
2
7
Изобразительное
искусство
1
1
1
–
–
3
Музыка
1
1
1
1
–
4
Труд (технология)
2
2
2
1
1
8
Основы безопасности и Основы безопасности
защиты Родины
и защиты Родины
–
–
–
1
1
2
Физическая культура
2
2
2
2
2
10
27
28
30
31
Математика и
информатика
Общественно-научные
предметы
Естественно-научные
предметы
Искусство
Технология
Физическая культура
Итого
32,5 148,5
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Учебные предметы, курсы, модули по выбору:
2
2
2
2
Модули по видам спорта
1
1
1
1
Практикум по географии
-
1
–
–
–
1
Краеведение
-
-
1
-
–
1
Практикум по математике
-
-
-
1
-
1
Практикум по русскому языку
-
-
-
-
0,5
0,5
Смысловое чтение
1
-
-
-
-
1
29
30
32
33
33
157
Всего в неделю
7
0,5
8,5
4
Максимально допустимая недельная нагрузка
(при 5-дневной неделе) в соответствии с
действующими санитарными правилами и
нормами
29
30
32
33
33
157
Учебные недели
34
34
34
34
34
170
Всего учебных часов на учебный период
986 1020 1088 1122 1122 5338
Курсы внеурочной деятельности
Разговоры о важном
1
1
1
1
1
5
Россия – мои горизонты
–
1
1
1
1
4
-
-
-
1
1
2
Функциональная грамотность: учимся для жизни
(ТР физика)
-
-
-
1
1
2
Химия вокруг нас (ТР химия)
-
-
-
-
1
1
Основы программирования (ТР информатика)
-
-
1
-
-
1
Рукодельницы
1
-
-
-
-
1
История Донского казачества
-
1
-
-
-
1
Стрелковый
1
-
1
-
-
2
Туристический
1
1
-
-
-
2
Спортивный
1
-
1
-
-
2
Исторический
-
1
-
-
-
1
Экологический
-
-
-
1
-
1
5
5
5
5
5
25
Проектно-исследовательская
биологии (ТР биология)
Итого на реализацию
деятельности
деятельность
курсов
по
внеурочной
8