Дополнительная образовательная программа Хоровой студии Лира

Пояснительная записка
Направленность программы по вокалу хоровой студии «Лира» по
содержанию является художественно-эстетической; по функциональному
предназначению – досуговой; по форме организации – кружковой; по
времени реализации – учебный год.
Программа разработана на основе образовательной программы
дополнительного образования детей «Песня – верный друг твой навсегда»
автора Л.Л. Алексеевой (Программы дополнительного образования, М.,
«Просвещение», 2007).
Данная программа опирается на позитивные традиции в области
музыкально-эстетического развития школьников, сложившиеся в
отечественной педагогике. Концепция настоящей программы, её содержание,
структура и принципы отбора музыкального материала перекликаются с
концепцией программы по музыке для общеобразовательных учреждений
В.В. Алеева, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак. В данной программе сохранён
подход к музыке (в частности к вокалу), как части общей духовной культуры
школьника, программа нацелена на углубление идеи многообразных
взаимодействий музыки (вокала) с жизнью, природой, психологией
музыкального восприятия, а также с другими видами и предметами
художественной и познавательной деятельности – литературой,
изобразительным искусством, историей.
Новизна программы состоит в том, что она предназначена для детей
как младшего, среднего, так и старшего школьного возраста. Такая
направленность обусловлена единым принципиальным подходом: увлечь
ребят разного возраста пением, раскрыть всё многообразие звучащего мира,
подвести к пониманию того, что пение – это проявление духовной сущности
человека, «истечение из уст, вызванное размышлением» (Платон).
Актуальность программы обусловлена тем, что дети на основе
имеющегося опыта в области песенного искусства смогут получить общее
представление о традиционном жанре музыкального творчества, открыть для
себя «пение впервые» как живое образное искусство, рожденное жизнью и
неразрывно с ней связанное.
Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что
содержание программы предусматривает погружение детей в атмосферу
рождения песни человечества, её бытования на протяжении всей истории
развития цивилизации. Создатели песен (композиторы, поэты, безвестные

авторы) представлены как художники, чьи произведения появляются в
момент необычайного эмоционального воодушевления, и как творцы,
понимающие «что» и «для чего» и «зачем» говорят они людям. Программа
открывает широкие возможности в плане творческого развития, поскольку
ориентирована на открытие природного певческого начала у каждого ребёнка
(озвучивание своего внутреннего состояния – «пою себя» и «пою природу»)
и т.д.
Цель программы: приобщение детей к миру певческого искусства,
пробуждение в каждом ребёнке «инстинкта песенности», его «второй
природы», заключающейся в проявлении себя через звучание певческого
голоса.
Задачи:
1. Показать детям всё разнообразие и красочность поющего мира.
2. Подвести к осознанию «сердечной жизни» пения.
3. Побудить ребят к воплощению волнующих их чувств и мыслей в
звучании собственного голоса.
4. Способствовать реализации творческих духовных потенций детей в
пении.
5. Предоставить возможность каждому ребёнку непроизвольно и
естественно войти в «певческое поле» мира.
Репертуар, с помощью которого решаются учебные задачи, прежде
всего, должен соответствовать возрасту детей. Основой для приобщения
детей к певческому искусству является классическая и народная музыка, а
также лучшие образцы отечественной и зарубежной музыки массовых
жанров. Репертуар составляют произведения, предназначенные как для
ознакомления (в исполнении педагога), так и для исполнения детьми.
Отличительные особенности данной образовательной программы от
уже существующих в этой области заключается в том, что концептуальная
идея программы – не лишить ребят «радости эмоциональной наполненности»
и сохранить «способность благотворного воздействия на духовный мир
учащихся…» (Д. Кабалевский). Всё содержание программы направлено в
первую очередь на то, чтобы в итоге ребёнок не мог бы не петь и сказал: «Я
запел. Что это значит?» при этом каждый ребёнок и образующийся в
процессе занятий хоровой коллектив приходит к пению как естественному
моменту в своём становлении, а не как к показателю выученного и
отработанного. Не менее важным является и то, что процесс обучения

основывается на принципах педагогики искусства, обусловленных
интонационно-образной природой музыки, её связями с жизнью и другими
искусствами.
Критериями отбора классических произведений стали яркая
образность музыкальных фрагментов, их интонационная выразительность,
наличие контраста (конфликта) в развитии образных сфер.
Песенный репертуар составлялся с учетом его эстетической,
нравственно-воспитательной, социально-ценностной направленности.
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной
программы: от 7 до 17 лет.
Сроки реализации образовательной программы 1 год 34 учебных часа.
Формы занятий. Занятия проводятся как со всеми обучающимися в
вокальном кружке, так и групповые (по возрасту), и индивидуальные (с
солистами). Основные формы занятий: работа над голосом по технологии
В.В. Емельянова, пение упражнений, разучивание песен, музыкального
сочинения, музыкальные игры (на развитие музыкального слуха, на развитие
артистических данных и т.д.), беседы, конкурсы, выполнение ритмических
движений под музыку и т.д.
Режим занятий. Занятия проводятся 1 год обучения – 1 раз в неделю по 1
часу. (Среда)
Ожидаемые результаты освоения программы.
Воспитанник будет знать: основные музыкальные термины.
Воспитанник будет уметь: исполнять песни в хоре и сольно, анализировать
музыкальные произведения великих классиков.
Воспитанник сможет решать следующие жизненно-практические задачи:
принимать участие в вокальных конкурсах.
Воспитанник способен проявлять следующие отношения: принимать участие
в организации вокальных мероприятий в школе, детских лагерях.
Способы проверки результатов освоения программы. Подведение итогов по
результатам освоения материала данной программы может быть в форме
итогового заключительного концерта.

Учебно-тематический план
(1 год обучения)

№ п/п

Содержание и виды работы

Вводное занятие
Пение произведений. Детские песни
советских композиторов.
3.
Пение учебно-тренировочного
материала
4.
Слушание музыки
5.
Музыкальная игра (развитие
творческих способностей)
ИТОГО:
Вводное занятие
1.
2.

Общее Теория Практика
кол-во
часов
1ч.
0,5ч.
0,5ч.
29 ч.
11 ч.
18ч.
1 ч.

0,5 ч.

0,5 ч.

2 ч.
1ч.

1ч.
0,5ч.

1ч.
0,5ч.

34 ч.

13,5ч.

20,5ч.

Теория. Проведение инструктажа по технике безопасного поведения на
занятиях вокального кружка. Знакомство с планом работы (расписанием)
кружка.
Практика. Беседа по технике безопасного использования голосовых данных
обучающихся в кружке. Обзор репертуара на год.
Пение произведений
Теория. Рассказ о песне, как об одном из видов музыкального искусства,
знакомство с авторами песни (биография, краткое описание творчества,
портреты);
Практика. Показ – исполнение. Беседа о содержании песни, раскрытие
художественного содержания, характерных особенностей музыкального
языка.
Пение учебно-тренировочного материала
Теория. Образный рассказ о распевании, упражнении, о его роли в
развитии певческих навыков. Знакомство с фонопедическим методом
развития голоса В.В. Емельянова.
Практика. Показ упражнений, разучивание и выпевание их. Введение
новых упражнений в зависимости от учебных задач.

Слушание музыки
Теория. Слушание вокально-хоровых и инструментальных произведений
с целью воспитания эмоционально-эстетической отзывчивости на музыку.
Рассказ об особенностях музыкально-выразительных средств. Расширение
кругозора учащихся, формирование их слушательской культуры, развитие
умения анализировать и правильно оценивать различные музыкальные
явления в окружающей жизни.
Практика. Небольшие вводные беседы к прослушиваемым произведениям,
иногда с использованием иллюстраций к ним из области изобразительного
искусства или литературы.
Музыкальная игра
Теория. Объяснение условий игры или показ определённых движений.
Краткая характеристика музыкального произведения, сопровождающего игру
или движения.
Практика. Прослушивание музыкального сопровождения, беседа о его
строении, характере, динамических оттенках, о соответствии движений
художественному образу музыкального произведения.
Для реализации данной образовательной программы отведён
кабинет музыки МОУ Логовской СОШ.
Для прослушивания музыкальных произведений в наличии музыкальный
центр SAMSUNG (двухкассетный, с проигрывателем CD дисков (3)),
фонохрестоматия на аудиокассетах (14 шт) и CD дисках (10 шт)
Для постановки сценического голоса в наличии микрофон LG.
Для просмотра выступления детских коллективов в наличии телевизор
«Рубин» и видеомагнитофон FUNAY. Также в наличии видеотека с
выступлениями детских хоровых коллективов (5шт).

Рекомендуемая литература для учителя:
1. Огороднов Д. «Воспитание певца в самодеятельном ансамбле» Киев
1980г.
2. Ровнер В. «Работа самодеятельного вокального ансамбля» Ленинград
1973г.

3. Добровольская Н.Н., Орлова Н.Д. «Что надо знать учителю о детском
голосе» Москва 1982г.
4. Морозов В.П. «Биофизические основы вокальной речи» Ленинград
1987г.
5. Вендрова Т.Е. «Воспитание музыкой» Москва 1991г.
6. В.В. Емельянов «Фонопедический метод развития голоса» 2000г.
7. Струве Г.А. «Школьный хор» Москва 1981г.

Календарно-тематическое планирование учебных занятий на 1-2
полугодие 2025 – 2026 учебного года в группе 1 года обучения
объединения (кружка, студии) хоровой студии «Лира»
педагога (Ф.И.О.) Сорокиной Марины Фёдоровны
1 часа в неделю

№
занятия

Содержание занятия

1-2.

Возможности моего голоса.
(разучивание попевок,
распевок, вокализов,
канонов)
Разучивание песни «Добрым
жить на белом свете
веселей». Работа над
голосом по технологии В.В.
Емельянова
Работа над репертуаром
(«Добрым жить на белом
свете веселей»)
Разучивание песни
«Хорошее настроение»
Работа над репертуаром
Работа над репертуаром
Досуговое мероприятие
«Веселые посиделки»
Разучивание песни «Дорога
детства»
Развитие творческих

3-4.

5.

6-7.

8-10.

11.
12 -13.

Кол-во Дата
часов занятия
(факт)
2 ч.
03.09.2025
10.09.2025
2ч.

17.09.2025
24.09.2025

1ч.

01.10.2025

2ч.

08.10.2025
15.10.2025

3 ч.
1ч.

22.10.2025
05.11.2025
12.11.2025
19.11.2025

2ч.

26.11.2025

примечания

14-15.

16.

17.

18.
19.
20-21.

22.
23-24.

25.
26-27.

28.
29.
30-31.
32.
33.
34.

способностей учащихся
Знакомство с биографией и
творчеством Й. Гайдна
Работа над репертуаром
(«Добрым жить на белом
свете веселей»«Хорошее
настроение»«Дорога
детства»)
Разучивание песни «В ночь
под Новый год» «Все
сбудется»

03.12.2025
2ч.

10.12.2025
17.12.2025

1ч.

24.12.2025

Работа над репертуаром
(«Все сбудется», «В ночь под
Новый год»)
Разучивание песни
«Сталинград»
Разучивание песни «Мамаев
Курган»
Работа над репертуаром
«Мамаев Курган»,
«Сталинград»
Разучивание песни
«Защитники Отечества»
Работа над репертуаром
«Третий день»,
«Сталинград», «Защитники
Отечества»
Разучивание песни «Мама»
Работа над репертуаром
(«Мама»)

1ч.

14.01.2026

1 ч.

21.01.2026

1 ч.

28.01.2026

2ч.

04.02.2026
11.02.2026

1 ч.

18.02.2026

2ч.

25.02.2026
04.03.2026

1ч.
2ч.

11.03.2026
18.03.2026
25.03.2026

Разучивание песни
«Бессмертный полк»
Разучивание песни «9 мая»
Работа над репертуаром
«Бессмертный полк», «9 мая»
Разучивание песни «Школа –
это мир»
Работа над репертуаром
«Школа – это мир»
Отчетный концерт

1ч.

08.04.2026

1 ч.
2 ч.
1ч.

15.04.2026
22.04.2026
29.04.2026
06.05.2026

1ч

13.05.2026

1 ч.

20.05.2026


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».