Рабочая программа элективного курса «Информатика в задачах» (10-11 классы)
1. Планируемые результаты
●
●
●
●
●
●
●
●
●
Личностные результаты
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя:
ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность,
готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной
деятельности;
готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать
собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания, и осмысления
истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к
собственному физическому и психологическому здоровью;
неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству):
российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к
историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;
уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);
формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской
идентичности и главным фактором национального самоопределения;
воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу:
● гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные
права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие
гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;
● признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению
собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и
гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской
Федерации, правовая и политическая грамотность;
● мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также
различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
●
●
●
●
●
●
●
●
●
●
●
●
●
●
интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к договорному регулированию отношений в группе или
социальной организации;
готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных
формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к
национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным,
религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:
нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в
поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели
и сотрудничать для их достижения;
принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению,
мировоззрению;
способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями
здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей,
умение оказывать первую помощь;
формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного
сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и
дружелюбия);
развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной,
учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной культуре:
мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству,
владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных
знаниях об устройстве мира и общества;
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к
непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; понимание влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и
навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта экологонаправленной деятельности;
эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в том числе подготовка к семейной жизни:
ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;
●
●
●
●
●
●
●
положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация традиционных семейных ценностей.
Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социально-экономических отношений:
уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности,
осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;
готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных,
государственных, общенациональных проблем;
потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к
разным видам трудовой деятельности;
готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей.
Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и академического благополучия обучающихся:
физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение
детьми безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности.
Метапредметные результаты
●
●
●
●
●
●
●
1. Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей,
основываясь на соображениях этики и морали;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
2. Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
● искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его
основе новые (учебные и познавательные) задачи;
● критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных
источниках;
● использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий,
выявленных в информационных источниках;
находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим
замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
● выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов
действия;
● выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные
ограничения;
● менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
●
●
●
●
●
●
3. Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее
пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных
симпатий;
при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик,
исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную
коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
Предметные результаты
Выпускник научится:
● читать диаграмм, таблицы и графики;
● решать задачи на графическое представление информации c использованием графических редакторов;
● моделировать задачи на представление информации в различных системах счисления;
● создавать программы, используя нестандартные алгоритмы:
● реализовывать сложный алгоритм с преобразованием некоторых существенных признаков образца решения задачи или на основе
творческого подхода.
Выпускник получит возможность научиться:
● грамотно выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с
использованием соответствующих программных средств обработки данных;
применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с
использованием при необходимости справочных материалов, компьютера, пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчѐтах;
● правильно выбирать программную среду и эффективно распределять время на выполнение задания.
●
2. Содержание элективного курса «Информатика в задачах» 10-11 класс
1. Математические основы информатики (16 ч.)
1.1. Кодирование информации.
Информация и сообщения. Алфавит. Кодирование и декодирование информации. Правило Фано. Кодирование звуковой информации.
Кодирование растровой графической информации. Измерение количества информации. Алфавитный подход к определению количества
информации.
1.2. Системы счисления.
Позиционные системы счисления. Перевод чисел из десятичной системы в системы счисления с другим основанием и обратно. Двоичная,
восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления. Выполнение действий над числами, записанных вне десятичных систем счисления.
1.3. Основы логики.
Логические значения, операции и выражения. Таблица истинности. Основные логические операции: отрицание, конъюнкция, дизъюнкция,
импликация, эквиваленция. Основные законы алгебры логики, их использование для преобразования логических выражений. Логические игры.
Нахождение выигрышной стратегии.
1.4. Моделирование.
Моделирование как метод познания. Знаковые модели. Графы. Представление графа в виде схемы и в табличном виде. Табличные
информационные модели.
2. Информационные и коммуникационные технологии (7 ч.)
2.1. Электронные таблицы и базы данных.
Реляционные базы данных. Объекты, отношения, ключевые поля. Электронные таблицы, формулы, абсолютные и относительные адреса ячеек.
2.2.Компьютерные сети.
IP-адрес, маска адреса, поразрядная конъюнкция. Диаграммы Эйлера-Венна, формула включений и исключений.
3.Алгоритмизация и программирование (11 ч.)
3.1. Исполнение алгоритмов.
Алгоритмы и величины. Структура алгоритмов. Способы записи алгоритмов. Создание блок – схем. Основные алгоритмические конструкции:
линейная последовательность операторов, цикл, ветвление. Поиск ошибок в алгоритме.
3.2. Программирование. Задания по программированию с развернутым ответом.
Паскаль – язык структурного программирования. Синтаксис, типы данных, операции, выражения ЯП Pascal. Программирование линейных
алгоритмов. Программирование ветвлений. Пример поэтапной разработки программы решения задачи. Программирование циклов.Вложенные
и итерационные циклы. Работа с массивами. Поиск элемента в массиве по заданному критерию, сортировка. Повторение пройденного курса.
3.
Тематическое планирование элективного курса «Информатика в задачах»
10-11 класс (34 ч в год, 1 ч в неделю), в том числе с учѐтом рабочей программы воспитания, с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы
Кол-во часов
№
Тема урока
Всего
1.
Тема 1. Математические основы информатики
1.1 Кодирование информации
Информация и сообщения. Алфавит. Кодирование
декодирование информации. Правило Фано
Контроль Практиче
ные
ские
работы
работы
Электронные цифровые
образовательные ресурсы
16
4
и
1
Электронное приложение к
учебнику Босова Л.Л., Босова А.Ю.
2.
Кодирование растровой графической информации
1
https://bosova.ru/metodist/authors/i
nformatika/3/files/eor10/presentatio
ns/10-15-1-kodirovaniegraficheskoj-informacii.pptx
Электронное приложение к
учебнику Босова Л.Л., Босова А.Ю.
3.
4.
5.
Измерение количества информации. Алфавитный подход к
определению количества информации
1
Решение задач по теме кодирование информации
1.2 Системы счисления
1
4
Позиционные системы счисления. Перевод чисел из десятичной
системы в системы счисления с другим основанием и обратно
1
https://bosova.ru/metodist/authors/i
nformatika/3/files/eor10/presentatio
ns/10-14-1-kodirovanie-tekstovojinformacii.pptx
Электронное приложение к
учебнику Босова Л.Л., Босова А.Ю.
https://bosova.ru/metodist/authors/i
Кол-во часов
№
Тема урока
Всего
Контроль Практиче
ные
ские
работы
работы
Электронные цифровые
образовательные ресурсы
nformatika/3/files/eor10/presentatio
ns/10-10-1-predstavlenie-chisel-vpozicionnyh-cc.pptx
Электронное приложение к
учебнику Босова Л.Л., Босова А.Ю.
6.
Двоичная, восьмеричная и шестнадцатеричная системы
счисления
1
https://bosova.ru/metodist/authors/i
nformatika/3/files/eor10/presentatio
ns/10-11-1-perevod-chisel-izodnoj-sistemy-schislenija-vdruguju.pptx
Электронное приложение к
учебнику Босова Л.Л., Босова А.Ю.
7.
8.
Выполнение действий над числами, записанных вне десятичных
системах счисления
1
Решение уравнений с числами в разных системах счисления
1.3 Основы логики
1
5
https://bosova.ru/metodist/authors/i
nformatika/3/files/eor10/presentatio
ns/10-12-1-arifmeticheskieoperacii-v-pozicionnyh-sistemahschislenija.pptx
Электронное приложение к
учебнику Босова Л.Л., Босова А.Ю.
9.
Логические значения, операции и выражения. Таблица
истинности. Основные логические операции: отрицание,
конъюнкция, дизъюнкция, импликация, эквиваленция
1
https://bosova.ru/metodist/authors/i
nformatika/3/files/eor10/presentatio
ns/10-17-1-nekotorye-svedenija-izteorii-mnozhestv.pptx
Кол-во часов
№
Тема урока
Всего
Контроль Практиче
ные
ские
работы
работы
Электронные цифровые
образовательные ресурсы
Электронное приложение к
учебнику Босова Л.Л., Босова А.Ю.
10.
Основные законы алгебры логики, их использование для
преобразования логических выражений
1
https://bosova.ru/metodist/authors/i
nformatika/3/files/eor10/presentatio
ns/10-18-1-algebra-logiki.pptx
Электронное приложение к
учебнику Босова Л.Л., Босова А.Ю.
11. Составление таблиц истинности
1
https://bosova.ru/metodist/authors/i
nformatika/3/files/eor10/presentatio
ns/10-19-1-tablicy-istinnosti.pptx
Электронное приложение к
учебнику Босова Л.Л., Босова А.Ю.
12. Упрощение логических выражений
1
https://bosova.ru/metodist/authors/i
nformatika/3/files/eor10/presentatio
ns/10-20-1-preobrazovanielogicheskih-vyrazhenij.pptx
Электронное приложение к
учебнику Босова Л.Л., Босова А.Ю.
13. Решение логических уравнений
1
1.4 Моделирование
14. Моделирование как метод познания. Знаковые модели.
3
1
https://bosova.ru/metodist/authors/i
nformatika/3/files/eor10/presentatio
ns/10-22-1-logicheskiezadachi.pptx
Электронное приложение к
Кол-во часов
№
Тема урока
Всего
Контроль Практиче
ные
ские
работы
работы
Электронные цифровые
образовательные ресурсы
учебнику Босова Л.Л., Босова А.Ю.
https://bosova.ru/metodist/authors/i
nformatika/3/files/eor11/presentatio
ns/11-10-1-modeli-imodelirovanie.pptx
Электронное приложение к
учебнику Босова Л.Л., Босова А.Ю.
15. Графы. Представление графа в виде схемы и в табличном виде
1
16. Табличные информационные модели.
Модуль 2. Информационные и коммуникационные
технологии
2.1 Электронные таблицы и базы данных
1
https://bosova.ru/metodist/authors/i
nformatika/3/files/eor11/presentatio
ns/11-11-1-modelirovanie-nagrafah.pptx
7
4
Электронное приложение к
учебнику Босова Л.Л., Босова А.Ю.
17. Реляционные базы данных. Объекты, отношения, ключевые поля
18. Создание базы данных. Запросы на выборку данных.
1
1
https://bosova.ru/metodist/authors/i
nformatika/3/files/eor11/presentatio
ns/11-12-1-baza-dannyh-kakmodel-predmetnoj-oblasti.pptx
Электронное приложение к
учебнику Босова Л.Л., Босова А.Ю.
https://bosova.ru/metodist/authors/i
Кол-во часов
№
Тема урока
Всего
Контроль Практиче
ные
ские
работы
работы
Электронные цифровые
образовательные ресурсы
nformatika/3/files/eor11/presentatio
ns/11-13-1-sistemy-upravlenijabazami-dannyh.pptx
Электронное приложение к
учебнику Босова Л.Л., Босова А.Ю.
19.
Электронные таблицы, формулы, абсолютные и относительные
адреса ячеек
1
https://bosova.ru/metodist/authors/i
nformatika/3/files/eor11/presentatio
ns/11-1-1-obekty-tablichnogoprocessora-i-ih-svojstva.pptx
Электронное приложение к
учебнику Босова Л.Л., Босова А.Ю.
20. Построение диаграмм и графиков.
2.2 Компьютерные сети
1
https://bosova.ru/metodist/authors/i
nformatika/3/files/eor11/presentatio
ns/11-3-1-vstroennye-funkcii-i-ihispolzovanie.pptx
3
Электронное приложение к
учебнику Босова Л.Л., Босова А.Ю.
21. IP-адрес, маска адреса, поразрядная конъюнкция
1
22. Диаграммы Эйлера-Венна, формула включений и исключений
1
https://bosova.ru/metodist/authors/i
nformatika/3/files/eor11/presentatio
ns/11-14-1-osnovy-postroenijakompjuternyh-setej.pptx
Электронное приложение к
учебнику Босова Л.Л., Босова А.Ю.
Кол-во часов
№
Тема урока
Всего
Контроль Практиче
ные
ские
работы
работы
Электронные цифровые
образовательные ресурсы
https://bosova.ru/metodist/authors/i
nformatika/3/files/eor11/presentatio
ns/11-15-1-sluzhby-interneta.pptx
Электронное приложение к
учебнику Босова Л.Л., Босова А.Ю.
23. Решение задач на компьютерные сети
Модуль 3.Алгоритмизация и программирование
3.1 Исполнение алгоритмов
1
https://bosova.ru/metodist/authors/i
nformatika/3/files/eor11/presentatio
ns/11-16-1-internet-kak-globalnajainformacionnaja-sistema.pptx
11
3
Электронное приложение к
учебнику Босова Л.Л., Босова А.Ю.
24. Алгоритмы и величины. Структура алгоритмов
1
https://bosova.ru/metodist/authors/i
nformatika/3/files/eor11/presentatio
ns/11-5-1-osnovnye-svedenija-obalgoritmah.pptx
Электронное приложение к
учебнику Босова Л.Л., Босова А.Ю.
25. Способы записи алгоритмов. Создание блок - схем
26.
Основные алгоритмические конструкции: линейная
последовательность операторов, цикл, ветвление
1
1
https://bosova.ru/metodist/authors/i
nformatika/3/files/eor11/presentatio
ns/11-7-1-zapis-algoritmov-najazykah-programmirovanija.pptx
Электронное приложение к
Кол-во часов
№
Тема урока
Всего
Контроль Практиче
ные
ские
работы
работы
Электронные цифровые
образовательные ресурсы
учебнику Босова Л.Л., Босова А.Ю.
https://bosova.ru/metodist/authors/i
nformatika/3/files/eor11/presentatio
ns/11-6-1-algoritmicheskiestruktury.pptx
3.2 Программирование
8
Электронное приложение к
учебнику Босова Л.Л., Босова А.Ю.
27. Паскаль – язык структурного программирования
1
Синтаксис, типы данных, операции, выражения ЯП Pascal
28.
Электронное приложение к
учебнику Босова Л.Л., Босова А.Ю.
1
Программирование линейных алгоритмов.
29.
https://bosova.ru/metodist/authors/i
nformatika/3/files/eor8/presentation
s/8-3-2.ppt
Электронное приложение к
учебнику Босова Л.Л., Босова А.Ю.
1
Программирование ветвлений.
30.
https://bosova.ru/metodist/authors/i
nformatika/3/files/eor8/presentation
s/8-3-1.ppt
1
https://bosova.ru/metodist/authors/i
nformatika/3/files/eor8/presentation
s/8-3-3.ppt
Электронное приложение к
учебнику Босова Л.Л., Босова А.Ю.
https://bosova.ru/metodist/authors/i
Кол-во часов
№
Тема урока
Всего
Контроль Практиче
ные
ские
работы
работы
Электронные цифровые
образовательные ресурсы
nformatika/3/files/eor8/presentation
s/8-3-4.ppt
Пример поэтапной разработки программы решения задачи
31.
Электронное приложение к
учебнику Босова Л.Л., Босова А.Ю.
1
Программирование циклов. Вложенные и итерационные циклы
32.
https://bosova.ru/metodist/authors/i
nformatika/3/files/eor9/presentation
s/9-2-1.ppt
Электронное приложение к
учебнику Босова Л.Л., Босова А.Ю.
1
https://bosova.ru/metodist/authors/i
nformatika/3/files/eor8/presentation
s/8-3-5.ppt
Электронное приложение к
учебнику Босова Л.Л., Босова А.Ю.
Работа с массивами. Поиск элемента в массиве по заданному
критерию, сортировка
33.
1
34. Повторение пройденного курса
1
https://bosova.ru/metodist/authors/i
nformatika/3/files/eor9/presentation
s/9-2-2.ppt