Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности для второго класса «Функциональная
грамотность» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования, требованиями к основной
образовательной программе начального общего образования.
Программа «Функциональная грамотность» учитывает возрастные, общеучебные и
психологические особенности младшего школьника.
Цель программы: создание условий для развития функциональной грамотности.
Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности
учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, использования их содержания
для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в
жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и
рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей.
Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у
обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут,
высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так,
чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному,
заинтересованному и мыслящему гражданину.
Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие экономического
образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области
экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и
умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является формирование у
обучающихся способности использовать естественно-научные знания для выделения в реальных
ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для
получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для
понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, а
также для принятия соответствующих решений.
Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» предназначена
для реализации во 2 классе начальной школы и рассчитана на 34 часа (при 1 часе в неделю).
Учитель может варьировать, чередовать последовательность проведения занятий по своему
усмотрению.
Для повышения мотивации изучения курса и с учетом возрастных особенностей
второклассников для занятий используются сюжеты художественных и научно-познавательных
текстов.
Общая характеристика курса «Функциональная грамотность»
Читательская грамотность:
понятия «художественный» и «научно-познавательный»;
жанровое сходство и различия художественных и научно-познавательных текстов;
составление характеристики героев прочитанных произведений;
деление текстов на части, составление плана;
ответы по содержанию прочитанных произведений, эмоциональная и личностная оценка
прочитанного;
Математическая грамотность:
нахождение значений математических выражений в пределах 100, составление
числовых выражений и нахождение их значений. Состав чисел первого и второго
десятка, задание на нахождение суммы;
задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на
несколько единиц, чтение и заполнение таблиц, столбчатых диаграмм, календарь,
логические задачи, ложные и истинные высказывания, построение геометрических
фигур, нахождение длины ломаной, диаметр окружности, периметр треугольника.
Финансовая грамотность:
деньги, аверс и реверс монеты, кредиты, вклады, банковская карта, правила безопасного
использования банковских карт, фальшивые и повреждённые деньги, средства защиты
российских банкнот, валюта.
Естественно-научная грамотность:
наблюдения и простейшие эксперименты с яблоком, овощами, мёдом, лесной землей,
песком, глиной. Состав почвы, перегной. Состав и свойства древесины. Названия овощей,
выделение среди овощей корнеплодов. Названия частей растений, виды корней, свойства
корней. Представление о позвоночных животных.
Технологии организации внеурочной деятельности
- Уровневая дифференциация;
- проблемное обучение;
- моделирующая деятельность;
- поисковая деятельность;
- информационно-коммуникационные технологии;
- здоровьесберегающая технология.
Основные формы работы
Используются как групповая, так и индивидуальная формы организации обучения. Каждый
раздел программы предусматривает использование игровой, практической и исследовательской
деятельности: работа с текстами и иллюстрациями, познавательными заданиями, игры ролевые,
дидактические и имитационные, учебные задания, создание проектов.
Методы
- Репродуктивный – (беседа, вопросы, тесты, анкетирование).
- Проблемный
- Частично-поисковый – (творческие задания).
- Объяснительно-иллюстративный.
Программой предусмотрено проведение занятий по экономике во внеурочной деятельности в 1
классе 1 ч в неделю, всего 33 ч. В 2–4 классах — 1 час в неделю, всего 34 ч.
Формы представления результатов.
- Анкетирование.
- Тестировании.
- Выполнении творческих заданий.
- Оформление фотовыставок.
- Оформление выставок работ.
- Портфолио.
Место учебного курса «Функциональная грамотность» в учебном плане
Согласно учебному плану на изучение курса «Функциональная грамотность» во 2 классе
отводится 34 часа (1 час в неделю). Срок реализации рабочей программы 1 год.
Рабочая программа ориентирована на УМК:
Функциональная грамотность. 2 класс. Программа внеурочной деятельности / М.В. Буряк,
С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022. – 96 с. – (Учение с увлечением).
Планируемые результаты освоения учащимися программы внеурочной
деятельности.
Уровни воспитательных результатов внеурочной деятельности .
Первый уровень результатов – школьник знает и понимает общественную жизнь, приобретает
социальные знания, понимания социальной реальности и повседневной жизни. Достигается во
взаимодействии с педагогом.
Второй уровень результатов – школьник ценит общественную жизнь, формируются позитивные
отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд,
культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Достигается в
дружественной детской среде (коллективе).
Третий уровень результатов – школьник самостоятельно действует в общественной жизни,
получение опыта самостоятельного социального действия. Достигается во взаимодействии с
социальными субъектами.
Данная программа ориентирована
универсальных учебных действий.
Программа обеспечивает
метапредметных результатов.
на
формирование
достижение
и
второклассниками
развитие
следующих видов
следующих
личностных,
Личностные результаты изучения курса:
– осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении
финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;
– овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений:
сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;
– осознавать личную ответственность за свои поступки;
– уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:
– осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над
проектами и исследования;
– использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления
информации;
– овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным
понятиям;
– использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
– ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
– делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке
информации;
– добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой
жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
– проявлять познавательную и творческую инициативу;
– принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том числе
во внутреннем плане;
– контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их
выполнение;
– уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;
– оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями оценивания,
самооценка и взаимооценка.
Коммуникативные:
– адекватно передавать информацию и выражать свои мысли в соответствии с
поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;
– доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на
уровне одного предложения или небольшого текста);
– слушать и понимать речь других;
– совместно договариваться о правилах работы в группе;
– учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
– способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься
чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности,
участвовать в социальной жизни;
– способность различать тексты различных жанров и типов;
– умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
– умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
– умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с
поставленной учебной задачей.
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
– способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных
контекстах;
– способность проводить математические рассуждения;
– способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и
предсказать явления;
– способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и
принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему
человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
– понимание и правильное использование экономических терминов;
– представление о банковских картах;
– умение правильно обращаться с поврежденными деньгами;
– представление о различных банковских услугах;
– проведение элементарных финансовых расчётов.
Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»:
– способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и
постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и
формулирования основанных на научных доказательствах выводов;
– способность понимать основные особенности естествознания как формы человеческого
познания.
Содержание курса внеурочной деятельности
Читательская грамотность:
понятия «художественный» и «научно-познавательный»;
жанровое сходство и различия художественных и научно-познавательных текстов;
составление характеристики героев прочитанных произведений;
деление текстов на части, составление плана;
ответы по содержанию прочитанных произведений, эмоциональная и личностная оценка
прочитанного;
Математическая грамотность:
нахождение значений математических выражений в пределах 100, составление
числовых выражений и нахождение их значений. Состав чисел первого и второго
десятка, задание на нахождение суммы;
задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на
несколько единиц, чтение и заполнение таблиц, столбчатых диаграмм, календарь,
логические задачи, ложные и истинные высказывания, построение геометрических
фигур, нахождение длины ломаной, диаметр окружности, периметр треугольника.
Финансовая грамотность:
деньги, аверс и реверс монеты, кредиты, вклады, банковская карта, правила безопасного
использования банковских карт, фальшивые и повреждённые деньги, средства защиты
российских банкнот, валюта.
Естественно-научная грамотность:
наблюдения и простейшие эксперименты с яблоком, овощами, мёдом, лесной землей,
песком, глиной. Состав почвы, перегной. Состав и свойства древесины. Названия овощей,
выделение среди овощей корнеплодов. Названия частей растений, виды корней, свойства
корней. Представление о позвоночных животных.
Материально – техническое обеспечение курса
- Компьютерная техника.
- Аудиотехника.
- Мультимедийная система.
Цифровые образовательные ресурсы:
uchi.ru .
znanio.ru
nsportal.ru
infourok.ru
yaklass.ru
prodlenka.org.
Онлайн-читать. рф
Videourok.net
Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности курса «Функциональная
грамотность»
(34 часа, 1 ч. в неделю) 2 класс
№ п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
Тема занятия
Михаил Пришвин. Беличья память
Про беличьи запасы
Беличьи деньги
Про белочку и погоду
И. Соколов-Микитов.В берлоге
Медвежье потомство
Повреждённые и фальшивые деньги
Лесные сладкоежки
Лев Толстой. Зайцы
Про зайчат и зайчиху
Банковская карта
Про Зайчишку и овощи
Николай Сладков. Весёлая игра
Лисьи забавы
Безопасность денег на банковской
карте
Лисьи норы
Обыкновенные кроты
Про крота
Про кредиты
Корень – часть растения
Эдуард Шим. Тяжкий труд
Про ежа
Про вклады
Занимательные особенности яблока
Полевой хомяк
Про полевого хомяка
Ловушки для денег
Про хомяка и его запасы
Про бобров
Бобры-строители
Такие разные деньги
Материал для плотин
Позвоночные животные
Встреча друзей
Кол-во
Формы
часов проведения
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
беседа
диалог
беседа
игра
диалог
игра
беседа
тест
беседа
дискуссия
дискуссия
игра
дискуссия
диалог
беседа
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
беседа
викторина
игра
дискуссия
игра
игра
викторина
беседа
дискуссия
тест
беседа
беседа
дискуссия
игра
викторина
беседа
экскурсия
тест
беседа
Дата
проведения
по
по
плану факту
Причина
корректировки