Рабочая программа по коррекции устной и письменной речи в условиях школьного логопункта 2025-2026 учебный

1. Пояснительная записка к рабочей программе коррекции нарушений устной и письменной речи в условиях
школьного логопункта
Министерством образования Российской Федерации определены основные подходы к созданию системы помощи детям с
проблемами в развитии на основании Конвенции ООН «О правах ребёнка», Закона РФ «Об образовании», Федеральной программы развития
образования. Одним из таких подходов является дальнейшее развитие систем коррекционно-развивающего и компенсирующего обучения,
которые нацелены на создание наиболее адекватных педагогических условий для детей, имеющих проблемы в развитии.
Согласно последним исследованиям в области обучения русскому языку (академик РАО Т.Г.Рамзаева и др.) языковое образование и
речевое развитие учащихся являются одной из центральных проблем современной школы. Это обусловлено рядом факторов.
Изменился психический, соматический и речевой статус детей, поступающих в школу, увеличился поток учащихся с нерезко выраженными
недостатками слуха, зрения, недостаточным уровнем развития познавательной деятельности, высших психических функций. У них
отмечаются недостатки речевого развития, первичного или вторичного генеза, что в свою очередь обуславливает трудности в освоении
программы школы.
Можно выделить следующие речевые нарушения:


фонетический дефект- недостаток речи, при котором дефекты произношения составляют изолированное нарушение. В этом случае
коррекционное воздействие ограничивается постановкой и автоматизацией звуков и проводится на индивидуальных занятиях;



фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) - недостаток речи, при котором имеет место недоразвитие всей звуковой
стороны речи ребёнка: дефекты произношения, трудности различения звуков, недостаточная сформированность навыков анализа и
синтеза звукового состава слова;



общее недоразвитие речи (ОНР) - нарушение речи, при котором недостаточно сформирована вся система средств языка: дефекты
произношения, трудности различения звуков, недостаточная сформированность навыков анализа и синтеза звукового состава слова,
количественная и качественная неполноценность словарного запаса, недостаточная сформированность грамматического строя речи,
выраженность которых может быть различной.

Когда дети начинают читать и писать, у них, как правило, появляются недостатки чтения и письма, которые являются вторичным
проявлением недостаточной сформированности устной речи (ОНР, ФФН).

Из анализа изученной литературы на основе обобщения имеющегося опыта работы по предупреждению и коррекции различных
видов дисграфии и с учётом требований инструктивного письма Министерства образования РФ от 14.12.2000 №2 «Об организации работы
логопедического пункта общеобразовательного учреждения», инструктивно-методического письма «О работе учителя-логопеда при
общеобразовательной школе» А.В.Ястребовой, Т.П.Бессоновой (Москва,1996г.) и по материалам Е.В Мазановой «Методические
рекомендации учителям-логопедам школьных логопунктов по организации коррекционной работы» была составлена данная программа.
Рабочая программа предназначена для коррекции нарушений устной и письменной речи детей 7-10 лет с нарушениями речи (ФФНР,
ОНР, нарушения чтения и письма).
Главной целью программы является формирование у детей правильной устной и письменной речи.
Достижению данной цели будут способствовать задачи:
1. формировать правильное произношение фонем;
2. Своевременно преодолевать трудности в освоении общеобразовательной программы;
3. учить различать оппозиционные фонемы;
4. совершенствовать лексико-грамматическую сторону речи;
5. развивать связную речь.

Достижение поставленной цели и решение задач осуществляется с учётом следующих принципов:
1) принцип опережающего подхода, диктующий необходимость раннего
выявления детей с функциональными и органическими отклонениями в развитии, с одной стороны, и разработку адекватного
логопедического воздействия – с другой;
2) принцип развивающего подхода (основывается на идее Л. С. Выготского
о «зоне ближайшего развития»), заключающийся в том, что обучение должно вести за собой развитие ребёнка;
3) принцип полифункционального подхода, предусматривающий
одновременное решение нескольких коррекционных задач в структуре одного занятия;
4) принцип сознательности и активности детей, означающий, что педагог
должен предусматривать в своей работе приёмы активизации познавательных способностей детей. Перед ребёнком необходимо ставить
познавательные задачи, в решении которых он опирается на собственный опыт. Этот принцип способствует более интенсивному
психическому развитию дошкольников и предусматривает понимание ребёнком материала и успешное применение его в практической
деятельности в дальнейшем;
5) принцип доступности и индивидуализации, предусматривающий учёт

возрастных, физиологических особенностей и характера патологического процесса. Действие этого принципа строится на преемственности
двигательных, речевых заданий;
6) принцип постепенного повышения требований, предполагающий
постепенный переход от более простых к более сложным заданиям по мере овладения и закрепления формирующихся навыков;
7) принцип наглядности, обеспечивающий тесную взаимосвязь и широкое
взаимодействие всех анализаторных систем организма с целью обогащения слуховых, зрительных и двигательных образов детей.

2. Содержание коррекционно-развивающих занятий
Организация деятельности логопеда, учителей и других специалистов в течение года определяется поставленными задачами рабочей
программы. Логопедическое обследование проводится с 1 по 15 сентября, с 15 по 31 мая.
Содержание коррекционной работы включает в себя 4 этапа.
Подготовительный этап:
Цель: развитие и совершенствование сенсомоторных функций, психологических
предпосылок и коммуникативной готовности к обучению.
Учителя-логопеды по своему усмотрению проводят данные занятия в начале коррекционной логопедической работы, учитывая
особенности развития детей и характер их речевых нарушений.
I. этап:
 коррекция дефектов произношения;
 формирование полноценных фонетических представлений (на базе развития фонематического восприятия) и
совершенствование звуковых обобщений в процессе упражнений в звуковом анализе и синтезе.
II. этап:
 уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса
1) путём накопления новых слов, относящихся к различным частям речи;
2) за счёт развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования;
 уточнение, развитие и совершенствование грамматического оформления речи.
III. этап:
 совершенствование предложений различных синтаксических конструкций, различных видов текстов.
С детьми, имеющими ФФНР, ОНР и нарушения чтения и письма, обусловленные ОНР и ФФНР, проводятся групповые занятия по
(ОНР) 3-4 и (ФФНР) 4-5 человек в группе, (ОНР)-3 , (ФФНР)-2 раза в неделю.

Группы формируются на основе диагноза, возраста и тяжести речевой патологии.
Выпуск детей проводится в течение всего учебного года по мере устранения у них дефектов речи. Результаты логопедического
обучения отмечаются в речевой карте ребёнка.
Данная программа может быть успешно реализована при условии включения в коррекционно-развивающую деятельность
родителей, а также педагогов и специалистов школы. Работа по речевому развитию детей проводится не только логопедом, но и в
нерегламентированной деятельности учителей: на прогулках, а также на занятиях по труду, изобразительной деятельности,
конструированию, ознакомлению с окружающим миром, на внеклассных занятиях. Родители ребёнка и педагоги школы постоянно
закрепляют сформированные у ребёнка умения и навыки.
Личностные результаты
1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России,
осознание своей этнической и национальной принадлежности. Формирование ценностей многонационального российского общества,
становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла
учения.
3. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.
4. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам
других людей. Понимание значимости позитивного стиля общения, основанного на миролюбии, терпении, сдержанности и
доброжелательности.
5. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
6. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и
находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные результаты
1. Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её
реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
2. Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления.
3. Умение включаться в обсуждение проблем творческого и поискового характера, усваивать способы их решения.
4. способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
5. Освоение начальных форм самонаблюдения в процессе познавательной деятельности.
6. Умение создавать и использовать знаково-символические модели для решения учебных и практических задач.
7. Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве —
Интернете), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и
познавательными задачами.

8. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами. Осознанное
выстраивание речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации, составление текстов в устной и письменной форме.
9. Овладение следующими логическими действиями:
 сравнение;
 анализ;
 синтез;
 классификация и обобщение по родовидовым признакам;
 установление аналогий и причинно-следственных связей;
 построение рассуждений;
 отнесение к известным понятиям.
10. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого
иметь свою. Умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Умение активно использовать
диалог и монолог как речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач.
11. Определение общей цели совместной деятельности и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей,
осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение.
Предметные результаты
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как
основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого
общения и взаимопонимания, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка
межнационального общения.
3. Первоначальное усвоение главных понятий курса русского языка (фонетических, лексических, грамматических), представляющих
основные единицы языка и отражающих существенные связи, отношение и функции.
4. Понимание слова как двусторонней единицы языка, как взаимосвязи значения и звучания слова. Практическое усвоение
заместительной (знаковой) функции языка.
5. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических,
грамматических) и правилах речевого этикета. Умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать
адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.
6. Формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской
позиции человека.
7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать приобретённые знания для решения
познавательных, практических и коммуникативных задач.

Формы и средства организации образовательной деятельности
Программа составлена с учётом интеграции основных образовательных направлений в работе с детьми младшего школьного возраста.
Формы работы:
1. Обследование:
 фронтальное;
 индивидуальное.
2.Диагностика, ИКТ тестирование.
3. Коррекционные занятия:
 индивидуальные занятия по постановке звуков;
 групповые занятия по темам, указанным в программе.
Формы контроля:
 анализ устной и письменной речи в начале и в конце года (фронтальный и индивидуальный);
 проверочные работы и диктанты в течение года (в группе);
 тестирование;
Условия реализации программы:
1) Наличие необходимых условий для занятий.
 логопедического кабинета для занятий;
 наглядных пособий;
 дидактического материала;
 учебной литературы;
 зеркал;
 средств ИКТ.
2) Обеспечение систематических занятий.
3) Последовательное выполнение всех задач.
4) Привлечение родителей к работе с детьми дома.
5) Посещение врачей-специалистов и выполнение их рекомендаций.

3. Тематическое планирование

1. Восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи.
2. Восполнение пробелов в области овладения лексикой и грамматикой.
3. Развитие связной речи.

4. Требования к результатам обучения
Ребёнок в ходе реализации данной программы должен:
 научиться правильно произносить звуки;
 пользоваться этими звуками в речи;
 различать оппозиционные фонемы;
 овладеть навыками звуко-буквенного и слогового анализа и синтеза;
 усовершенствовать лексико-грамматическую сторону речи;
 овладеть навыками построения связного высказывания.

5. Мониторинг эффективности коррекционно-развивающего процесса, осуществляемого учителем – логопедом в
условиях логопедического пункта
Логопедическая служба:
 коррекционно-развивающий блок;
 программно и учебно-методическое обеспечение образовательного процесса;
 взаимодействие: - родители; - внутреннее в школе;
 повышение профессиональной компетентности.
Система получения точных данных о состоянии деятельности учителя-логопеда школы может быть обеспечена посредством
мониторинга, представляющего собой систему сбора, обработки, хранения и распространения информации. Данная информация
анализируется учителем-логопедом, и на её основе оценивается состояние качества коррекционно-образовательной деятельности,
выявляются проблемы и разрабатываются своевременные пути их решения.
Мониторинг проводится в целях:
- выявления степени соответствия результатов деятельности учителя-логопеда на логопункте образовательного учреждения;

- определения уровня удовлетворения потребностей и ожиданий субъектов коррекционно-образовательного процесса;
- качественной оценки условий, созданных учителем-логопедом для осуществления полноценной коррекции недостатков речи у детей в
условиях логопункта;
- развития логопедической помощи, своевременного предотвращения неблагоприятных и критических ситуаций.
Мониторинг деятельности учителя-логопеда в условиях школьного логопункта реализуется по следующим направлениям:
- работа с детьми;
- взаимодействие учителя – логопеда с субъектами коррекционно-образовательного процесса;
- нормативно-правовое, программно-методическое обеспечение коррекционно - образовательного процесса;
- повышение профессиональной компетентности учителя-логопеда.
Для осуществления мониторинга работы с детьми используются методические рекомендации О.Б. Иншаковой, Н.М. Трубниковой, Е.А.
Стребелевой, Н.В. Серебряковой, З.А. Репиной, Т.В. Верясовой.
Мониторинг качества коррекционно-образовательного процесса включает наблюдение, оценку и прогноз. Условиями, необходимыми для
эффективной реализации данного мониторинга, являются:
- унифицированность форм предоставления информации;
- непрерывность мониторингового процесса, регулярность и своевременность сбора информации;
- оптимальность и надёжность информационных данных.
К методам мониторинга качества деятельности учителя-логопеда школы относятся:
- игровые тестовые задания;
- проведение контрольно-оценочных занятий;
- собеседование с педагогами, родителями и детьми;
- анкетирование;
- анализ документации.
1) РАБОТА С ДЕТЬМИ
Параметры:
1. Артикуляционный праксис:
• Объем движений;
• Качество движений;
• Переключаемость.
Инструкцию необходимо давать по слову и по образцу.

2. Звукопроизношение:
• Изолированное произношение:
• Произношение в слоге:
• Произношение в слове, предложении;
• Произношение в связной речи.
3. Фонематический слух:
•
Умение слышать и различать изолированные звуки (в ряду полярных звуков, акустически близких звуков, артикуляторно близких
звуков);
• Дифференциация слоговых рядов по звонкости - глухости согласных звуков;
• Дифференциация слоговых рядов по твердости - мягкости согласных звуков;
• Воспроизведение слоговых рядов.
4. Фонематическое восприятие:
• Выделение заданного звука в слове;
• Выделение первого гласного звука в слове;
• Выделение последнего согласного звука в слове;
• Определение позиции заданного звука в слове;
• Отобрать картинки на заданный звук;
• Придумать слово на заданный звук.
Критерии:
1 - не эффективен никакой вид помощи, выполнение задания недоступно.
2 - эффективна помощь обучающего характера, характер выполнения имеет условное сходство с образцом.
3 - нуждается в направляющей помощи, ошибки стойкие, носят множественные характер.
4 - эффективна помощь стимулирующего характера, возможны единичные незначительные неточности в выполнении задания.
5 - самостоятелен, в помощи не нуждается, выполняет задание качественно и в полном объеме.
2) ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С СУБЪЕКТАМИ КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
1. Частотность встреч и их результативность (наличие тематики, разнообразие форм);
2. Активность субъектов коррекционно-развивающего процесса (показатель).
Параметры:

• участие в разработке индивидуальной коррекционно-развивающей программы и ее в корректировке; активность субъектов
коррекционно-развивающего процесса в реализации рекомендаций;
• разнообразие форм взаимодействия с субъектами коррекционно-развивающего процесса; педагогическая компетентность.
Критерии:
- достаточный (активный) уровень – показатель проявляется, когда субъекты коррекционно-развивающего процесса активны и
инициативны в составлении индивидуальной коррекционно-развивающей программы и ее реализации;
- удовлетворительный (пассивный) уровень - характер участия в составлении и реализации индивидуальной коррекционноразвивающей программы носит эпизодический, формальный характер;
- неудовлетворительный уровень - субъекты коррекционно-развивающего процесса пассивны, не заинтересованы в результатах.
Первично необходимо оценить через 1 месяц после начала занятий с ребенком. Оценивать не более 2-х раз в учебном году.
Результат: мотивация и умение качественно и эффективно помочь ребенку.
3) НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ, ПРОГРАММНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
Критерии:
1. - отсутствие полного комплекта документации;
2. - заполнение документации формально, оно не несет нужной информации, есть временные несоответствия;
3. - ведется в полном объеме, качественно;
4. - креативный (активно-творческий) уровень.
4) ПОВЫШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА
Критерии:
1. - активность в использовании разнообразных форм;
2. - уровень проведения мероприятий:
3 - частотность проведения мероприятия

6. Список использованной литературы:

1. Волкова, Селиверстов. Хрестоматия по логопедии. Том 2. - М.: Владос, 1997.
2. Волкова, Шаховская. Логопедия. - М.: Владос, 1999.
3. Корнев А.Н. Нарушение чтения и письма у детей. - СПб.: 1997.
4. Левина Р.Е. Логопедическая работа в школе. - М.: 1953.
5. Левина Р.Е. Недостатки речи и письма у детей. - М.: 1961.
6. Левина Р.Е. Нарушение письма у детей с нарушениями речи. - М.: 1961.
7. Лурия А.Р. Очерки психофизиологии письма. - М.: Изд-во АПН РСФСР 1950.
8. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. - М.: Изд-во МГУ, 1983.
9. Лурия А.Р. Мозг и психика. Хрестоматия по психологии под ред. Мироненко В.В.- М.: Просвещение, 1977.
10. Ю.Меудис В.Я., Негуре И.П. Психологические основы формирования письменной речи у младших школьников. - М.: 1994.
11. И.Селиверстов В.И. Понятийно-терминологический словарь логопеда. – М. Владос, 1997.
12. Токарева О.А. Расстройства чтения и письма (дислексия и дисграфия. Сб. под ред. Ляпидевского С.С. - М.: Медицина, 1969,
13. Токарева О.А. Расстройства речи у детей и подростков. Сб. под ред. Ляпдевского С.С. - М.: Медицина, 1969.
14. Хватцев М.Е. Логопедия. - М.: 1959.
15. Величенкова О.А. Дисграфия. Лекция. - М.: КПК 2002-2003.
16. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление младших школьников. - М.: Владос, 1997.
17. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. - М.: В. ДОС, 1998.
18. Ефименкова Л.Н., Садовникова И.Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей. - М.: Просвещение, 1972.
19. Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте. - М.: Просвещение,
1991.
20. Городилова, В.И., Кудрявцева М.З. Чтение и письмо. Обучение, развитие и исправление недостатков. - М.: Аквариум, 1996.
21. Волкова Л.С. Логопедия. - М.: Просвещение, 1989.
22. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. - М.: 1994.
23. СпироваЛ.Ф. Графические ошибки при нарушенииях письма у детей с недоразвитием речи. Проблемы психического развития
нормального ребенка. - М.:
24. Токарева О.А. Расстройство письменной речи у детей. Очерки патологии речи и голоса. - М.: 1963.
25. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Обучаем читать и писать без ошибок: Комплекс упражнений для работы учителей-логопедов с
младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма. - М.: АРКТИ, 2007.
26.Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения: Методическое пособие. Е.А. Алябьева – Москва, ТЦ Сфера, Москва,
2005
27.Покажи и расскажи. Игровые упражнения по развитию речи дошкольников на основе фонетической ритмики. Н.Ю. Костылева – Москва,
ТЦ Сфера,2007
28.Гимнастика мозга. П. И. Деннисон, Г. И. Деннисон. Книга для родителей и педагогов. – Москва, «Восхождение», 1998г.

7. Список используемых
цифровых образовательных ресурсов
doshvozrast.ru
http://www.o-detstve.ru/
festival.1september.ru
imc-eduekb.ru
twirpx.com
detsad-kitty.ru
logoburg.com
logoped.ru
logomag.ru
logomag.org

Календарно-тематическое планирование
логопедических занятий с учащимися 1-х классов,
имеющими ОНР, ФНР, ФФНР
Цель: развитие и совершенствование сенсомоторных функций, психологических предпосылок и
коммуникативной готовности к обучению.

№ Дата
п/п

Тема занятия

Содержание работы
Задачи

Диагностический этап (с 1 по 15 сентября)

Виды работ,
игры и упражнения

1.

Диагностика устной и
письменной речи. Уровень
подготовки к школе

Выявление
недостатков
в
формировании устной и письменной
речи

Индивидуальная диагностика

1. Развитие общих речевых навыков.
2. Знакомство с понятиями
физиологическое и речевое дыхание.
3. Знакомство с понятием темп речи.
4. Знакомство с понятием
интонационная выразительность.
5. Знакомство с Правилами речи.
1. Развитие общего физического слуха,
умения слушать и слышать.
2. Развитие умения различать звуки
окружающего мира.
Развитие общих речевых навыков.
2. Знакомство с понятиями
физиологическое и речевое дыхание.
3. Знакомство с понятием темп речи.
4. Знакомство с понятием
интонационная выразительность.
5. Знакомство с Правилами речи.
1. Развитие общего физического слуха,
умения слушать и слышать.
2. Развитие умения различать звуки
окружающего мира.

1. Игры-поддувалочки: «Одуванчик», «Бабочки», «Чья птичка
дальше улетит» и т.п.
2. «В лесу», «Не разбуди Катю».
3. Скороговорки.
4. «Маша и медведь», «Теремок» (озвучь героев).
5. «Определи с какой интона-цией сказана фраза (. ? !)», «Скажи с
разной интонацией».
1. «Звуки комнаты», «Звуки улицы», «Звуки кухни» и т.п.
2. «Что звучало?» (предметы), «Кто как голос подает?»
(животные), «Звуки природы».

Подготовительный этап
2.

Уточнение речевых
возможностей детей. Правила
речи.

3.

В мире звуков. Звуки
окружающего мира.

4.

Комплекс общих упражнений
для развития
артикуляционных органов

5.

Упражнения для дыхания

6.

Гuмнacтикaмимикoаpmuкуляторных мышц

7.

Гимнастика губ u щек,
ротовой полости

Развитие общих речевых навыков.
2. Знакомство с понятиями
физиологическое и речевое дыхание.
3. Знакомство с понятием темп речи.
4. Знакомство с понятием
интонационная выразительность.
5. Знакомство с Правилами речи.
1. Развитие общего физического слуха,
умения слушать и слышать.
2. Развитие умения различать звуки

1.Упражнение «Сделать трубочку»
2.Упражнение «Открыть широко рот»
3.Упражнение « Почистить зубы » (наверху и внизу)

1.«Надуй шарик» - Дети надувают щеки и медленно выдыхают,
помогая руками (шарик надувается).
2.«Задуй свечу» - Губы вытянуты трубочкой, идет направленная
струя воздуха.
3.«Подуй в окошко (на язычок») - Язык чуть выдвинут вперед и
широкий лежит на нижней губе. Посередине образуется желобок.
Воздух идет через желобок, прикрытый верхней губой.
Силовая гимнастика :
а) упражнения с присоской;
б) сильно надувать щеки, по возможности удерживая губами
воздух в ротовой полости;
в) удерживать губами карандаш, стеклянные трубки; при дыхании
воздух проходит по обоим углам рта - сразу или поочередно.
Силовая гимнастика :
а) упражнения с присоской;
б) сильно надувать щеки, по возможности удерживая губами

окружающего мира.

8.

9.

Звуки речи. Дифференциация
понятий «речевые» и
«неречевые» звуки.
Ознакомление с органами
артикуляционного аппарата.
Артикуляционная гимнастика.

1. Развитие умения различать звуки
окружающего мира и звуки речи.

10.

Дыхание. Дыхательная
гимнастика.
Голосообразование. Голосовая
гимнастика.

11.

Общая моторика. Речь с
движением.

1. Знакомство со строением
артикуляционного аппарата.
2. Отработка упражнений общей
артикуляционной гимнастики.
1. Тренировка плавноговыдо-ха.
Развитие силы и длитель-ности
выдоха.
2. Дифференциация ротового и
носового вдоха и выдоха.
3. Знакомство с понятиями плавность
речи и тембр голоса, модуляция
голоса (высота).
4. Знакомство с понятием сила голоса
(тише, громче).
1. Развивать общую моторику, чувство
ритма, координацию движений.

12.

Мелкая моторика.
Пальчиковая гимнастика.

1. Развивать общую моторику, чувство
ритма, координацию движений.

13.

Слуховое восприятие и
внимание. Фонематический
слух. Вербальная память.

1. Развивать слуховое восприятие,
внимание и память.
2. Развивать фонематический слух.
3. Развивать вербальную память.

14.

Зрительное восприятие,
внимание и память.
Логическое мышление.

1. Развивать зрительное восприятие,
внимание и память.
2. Развивать логическое мышление.

воздух в ротовой полости;
в) удерживать губами карандаш, стеклянные трубки; при дыхании
воздух проходит по обоим углам рта - сразу или поочередно.
1.«Что звучало?»
2. «Кто сказал?», «Узнай по голосу».
1. Работа с зеркалами и логопе-дическими профилями.
2. Артикуляционные упражне-ния.

1. «Задуй свечу», «Футбол», «Кораблики», «Кто дальше?».
2. Упражнения: «Нос - нос», «Нос - рот», «Рот - нос», «Рот - рот».
3. Дыхание с задержкой под счет.
4. Дыхательно-голосовые упражнения с модуляцией голоса:
«Укачиваем Катю», «В лесу!».

1. Ходьба и маршировка в различных направлениях.
Игры с передвижением под музыку.
2. Игры с мячом.
3. Гимнастика мозга: «Кнопки мозга», «Умные движения»,
«Ленивые восьмерки», «Перекрестные движения» и т.д.
4. «Расскажи стихи руками».
1. Пальчиковая гимнастика.
2. Пальчиковая гимнастика с предметами.
3. Игры и задания с различны-ми предметами (мозаика,
шнуровка, счётные палочки, спички, пуговицы, верёвочки,
пластилин и т.д.)
1. «Отгадай, кто сказал?», «Повтори ритм», «Где позвонили?».
2. «Доскажи словечко», «Рифмы».
3. «Назови слово» (на заданный звук), «Отгадай звук», «Найди
место звука в слове».
4. «Запомни и повтори», «Цепочка слов» (3 слова; 6 слов), «Что
изменилось?», «Повтори и добавь».
1. «Что изменилось?», «Дорисуй фигуру», «На что похоже?» и
т.п.
2. «Запомни и нарисуй» и т.п.

15.

Зрительно-пространственные
и временные представления.
Зрительно-моторная
координация. Графические
упражнения.

16.

Предложение

17.

Звуки и буквы

18.

Гласные и согласные
Звуко-буквенный анализ и
синтез. Слоговой анализ и
синтез. Ударение.
Согласные. Дифференциация
твердых и мягких согласных

19.

20.

21.

Различение звонких - глухих
согласных звуков

22.

Различение шипящих –
свистящих звуков

23.

Различение аффрикат

24.

Различение соноров

25.

Состав слова.
Словообразование

26.

Словоизменение.

1. Развивать зрительные,
пространственные и временные
представления детей.
2. Развивать зрительно-моторную
координацию.
3. Развивать графо-моторные навыки
детей.
Речь и предложение. Упражнение в
составлении предложений.
Предложение и слово. Связь слов в
предложении. Дифференциация
понятий «слово» - «предложение».
Грамматическая основа предложения.
Развитие звуко-буквенного анализа и
синтеза
Уточнение гласных а, о, у, ы, и
Развитие звуко-буквенного анализа и
синтеза
Развитие звуко-буквенного анализа и
синтеза
Уточнение гласных а, о, у, ы, и
Развитие звуко-буквенного анализа и
синтеза
Уточнение гласных а, о, у, ы, и
Развитие звуко-буквенного анализа и
синтеза
Уточнение гласных а, о, у, ы, и
Развитие звуко-буквенного анализа и
синтеза
Уточнение гласных а, о, у, ы, и
Развитие звуко-буквенного анализа и
синтеза
Уточнение гласных а, о, у, ы, и
1.Формирование навыка в выделении
корня слова.
2.Усвоение темы «Безударные
гласные».

3. Игры и упражнения с сериями картинок, лото и т.п.
1. Рисование бордюров, узоров.
2. Графические диктанты.
3. «Повтори движение» (стоя рядом), «Сделай как я» (стоя
напротив).
4. «Круглый год», «Вчера, сегодня, завтра», «Утро, день, вечер,
ночь», «Что сначала, что потом» и т.п.
5. «Четыре точки» и другие игры с карандашом.
Упражнение в выделении главных слов в предложении.
Упражнение в выделении предложений из рассказа.

Звуки и буквы. Алфавит.
Гласные звуки и буквы. Согласные звуки и буквы.
Упражнения: понятие «слог»; слогообразующая роль гласного;
звуко-буквенный анализ и синтез односложных слов.
Тренировочные упражнения на различение твердых и мягких
согласных.
Упражнение в различении звуков в слогах, словах, предложениях
в устной и письменной речи.
Упражнение в различении звуков в слогах, словах, предложениях
в устной и письменной речи.
Упражнение в различении звуков в слогах, словах, предложениях
в устной и письменной речи.
Упражнение в различении звуков в слогах, словах, предложениях
в устной и письменной речи.
Тренировочные упражнения в подборе родственных слов и
выделении корня. Упражнение в формировании навыка подбора
родственных слов

27.

Согласование слов
Предлоги

28.

Дифференциация предлогов и
приставок.

29.

Предложение

30.

Текст

31.

Итоговая проверочная работа.

Формирование общего понятие о
предлогах и употреблении их в
речи.
Формирование общего понятие о
предлогах, приставках и
употреблении их в речи.
Формирование смыслового значение
слова
Знакомство с предложением как
единицей речи.
Обучение письменному ответу на
вопросы
Оценить усвоение пройденных тем

Тренировочные упражнения в выделении предлогов.

Выявление
недостатков
в
формировании устной и письменной
речи

Индивидуальная диагностика

Тренировочные упражнения в выделении предлогов и приставок
их применение на письме.
Упражнение в употреблении образных слов при описании
предмета.
Упражнения в выделении главных слов в предложении и
постановке вопросов к ним.
Упражнение в составлении плана изложения. Упражнение в
самостоятельном составлении плана изложения.
Проверочный диктант

Диагностический этап (с 15 по 30мая)
32.

Диагностика устной и
письменной речи.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Планирование занятий с детьми, имеющими фонетический дефект.
Недостатки произношения фонем /р/, /р /.
№п/
п
1
2
3-8
9
1011
12
13

Дата

Тема
Организационное занятие. Строение артикуляционного аппарата. «Сказка о веселом язычке»
Звуки речи. Способы образования звуков /р/, /р /. Профили, артикуляция.
Подготовительные артикуляционные упражнения для воспитания правильного произношения звука /р/.
Воспитание правильного произношения звука /р/.
Закрепление правильной артикуляции звука /р/ и автоматизация его в прямом слоге и в начале слова.
Закрепление правильной артикуляции звука /р/ и автоматизация его в прямом слоге и в середине слова
Закрепление правильной артикуляции звука /р/ и автоматизация его в закрытом слоге.

Закрепление правильной артикуляции звука /р/ и автоматизация его в сочетании с согласными.
Закрепление правильной артикуляции звука /р/ и автоматизация его в словосочетаниях и предложениях.
Закрепление правильной артикуляции звука /р/ и автоматизация его в связной речи.
Уточнение произнесения изолированного звука /р /. Воспитание правильного, четкого произнесения изолированного звука /р / и
его автоматизация.
Дифференциация звуков /р/ - /р / в слогах, в словах, в предложениях.

14
15
16
1720
2122
2324
2526
27
2829

Дифференциация звуков /р/ - /л / в слогах, в словах, в предложениях.
Дифференциация звуков /р /- /л / в слогах, в словах, в предложениях.
Дифференциация звуков /р /- /л / - /й/ в слогах, в словах, в предложениях.
Дифференциация звуков /р/ - /л /, /р / -/л / в связной речи.

Планирование занятий с детьми, имеющими фонетический дефект.
Недостатки произношения фонем /л/, /л /.
№п/п
1
2-6
7
8
9
10
11

Дата

Тема
Организационное занятие. Строение артикуляционного аппарата. «Сказка о веселом язычке»
Звуки речи. Способы образования звуков /л/, /л /. Профили, артикуляция. Подготовительные артикуляционные упражнения для
воспитания правильного произношения звука /л/.
Воспитание правильного произношения звука /л/. Закрепление правильной артикуляции звука /л/ и автоматизация его в прямом
слоге и в начале слова.
Закрепление правильной артикуляции звука /л/ и автоматизация его в прямом слоге и в середине слова
Закрепление правильной артикуляции звука /л/ и автоматизация его в закрытом слоге.
Закрепление правильной артикуляции звука /л/ и автоматизация его в сочетании с согласными.
Закрепление правильной артикуляции звука /л/ и автоматизация его в словосочетаниях и предложениях.

Закрепление правильной артикуляции звука /л/ и автоматизация его в связной речи.
Уточнение произнесения изолированного звука /л /. Воспитание правильного, четкого произнесения изолированного звука /л / и
автоматизация его в слогах, словах.
Воспитание и закрепление правильного, четкого произнесения звука /л / в предложениях.
Дифференциация звуков /л/ - /л / в слогах, в словах, в предложениях.
Дифференциация звуков /л/ - /в / в слогах, в словах, в предложениях.

12
13-15
16
17-19
20-21

Планирование занятий с детьми, имеющими фонетический дефект.
Свистящие звуки.
№п/п
1
2
3-7
8
9
10
11
12
13

Дата

Тема
Организационное занятие. Строение артикуляционного аппарата. «Сказка о веселом язычке»
Звуки речи. Способы образования свистящих звуков. Профили, артикуляция.
Подготовительные артикуляционные упражнения для воспитания правильного произношения звука /с/.
Воспитание правильного произношения звука /с/.
Закрепление правильной артикуляции звука /с/ и автоматизация его в прямом слоге и начале слова.
Закрепление правильной артикуляции звука /с/ и автоматизация его в прямом слоге и середине слова
Закрепление правильной артикуляции звука /с/ и автоматизация его в закрытом слоге.
Закрепление правильной артикуляции звука /с/ и автоматизация его в сочетании с согласными.
Закрепление правильной артикуляции звука /с/ и автоматизация его в словосочетаниях и предложениях.

Закрепление правильной артикуляции звука /с/ и автоматизация его в связной речи.
Уточнение произнесения изолированного звука /с /. Воспитание правильного, четкого произнесения изолированного звука /с /.
Автоматизация звука в слогах и в словах.
Закрепление правильной артикуляции звука /с / и автоматизация его в связной речи.
Дифференциация звуков /с/ - /с / в слогах, в словах, в предложениях.
Воспитание правильного произношения звука /з/. Закрепление правильной артикуляции звука /з/ и автоматизация его в прямом
слоге и начале слова.
Закрепление правильной артикуляции звука /з/ и автоматизация его в прямом слоге и середине слова.
Закрепление правильной артикуляции звука /з/ и автоматизация его в сочетании с согласными.
Закрепление правильной артикуляции звука /з/ и автоматизация его в словосочетаниях и предложениях.
Закрепление правильной артикуляции звука /з/ и автоматизация его в связной речи.
Уточнение произнесения изолированного звука /з /. Воспитание правильного, четкого произнесения изолированного звука /з /.
Автоматизация звука в слогах и в словах.
Закрепление правильной артикуляции звука /з / и автоматизация его в связной речи.
Дифференциация артикуляции звуков /з/ - /з / в слогах, в словах, в предложениях.
Дифференциация артикуляции звуков /з/ - /с/ в слогах, в словах, в предложениях.
Дифференциация артикуляции звуков /з / - /с / в слогах, в словах, в предложениях.
Воспитание правильной артикуляции звука /ц /. Автоматизация его в обратном слоге.
Закрепление правильной артикуляции звука /ц/ и автоматизация его в прямом слоге.
Закрепление правильной артикуляции звука /ц/ и автоматизация его в слоге со стечением согласных.
Закрепление правильной артикуляции звука /ц/ и автоматизация его в словах, словосочетаниях и предложениях.
Дифференциация артикуляции звуков /ц/ - /т / в слогах, в словах, в предложениях.
Дифференциация артикуляции звуков /ц/ - /с / в слогах, в словах, в предложениях.

14
15-17
18
19
20-21
22
23
24
25
26-27
28
29
30-31
32-33
34-35
36
37
38
39-40
41-42

Планирование занятий с детьми, имеющими фонетический дефект.
Шипящие звуки.
№п/п
1
2
3-7
8
9

Дата

Тема
Организационное занятие. Строение артикуляционного аппарата. «Сказка о веселом язычке»
Звуки речи. Способы образования шипящих звуков. Профили, артикуляция.
Подготовительные артикуляционные упражнения для воспитания правильного произношения звука /ш/.
Воспитание правильного произношения звука /ш/.
Закрепление правильной артикуляции звука /ш/ и автоматизация его в прямом слоге и начале слова.

10
11
12
13
14
20-21
22
23
24
25
26-27
28-29
30
31
32-33
34-35
36-37
38-39
40-41
42
43
44
45-46
47-48
49-50
51-52

Закрепление правильной артикуляции звука /ш/ и автоматизация его в прямом слоге и середине слова
Закрепление правильной артикуляции звука /ш/ и автоматизация его в закрытом слоге.
Закрепление правильной артикуляции звука /ш/ и автоматизация его в сочетании с согласными.
Закрепление правильной артикуляции звука /ш/ и автоматизация его в словосочетаниях и предложениях.
Закрепление правильной артикуляции звука /ш/ и автоматизация его в связной речи.
Воспитание правильного произношения звука /ж/. Закрепление правильной артикуляции звука /ж/ и автоматизация его в
прямом слоге и начале слова.
Закрепление правильной артикуляции звука /ж/ и автоматизация его в прямом слоге и середине слова.
Закрепление правильной артикуляции звука /ж/ и автоматизация его в сочетании с согласными.
Закрепление правильной артикуляции звука /ж/ и автоматизация его в словосочетаниях и предложениях.
Закрепление правильной артикуляции звука /ж/ и автоматизация его в связной речи.
Дифференциация артикуляции звуков /ш/ - /ж/ в слогах, в словах, в предложениях.
Воспитание правильной артикуляции звука /щ /. Автоматизация его в обратных слогах.
Закрепление правильной артикуляции звука /щ/ и автоматизация его в прямых слогах.
Закрепление правильной артикуляции звука /щ/ и автоматизация его в слогах со стечением согласных.
Закрепление правильной артикуляции звука /щ/ и автоматизация его в словосочетаниях и предложениях, в предложениях.
Дифференциация артикуляции звуков /щ/ - /с / в слогах, в словах, в предложениях.
Дифференциация артикуляции звуков /щ/ - /т / в слогах, в словах, в предложениях.
Дифференциация артикуляции звуков /щ/ - /ш/ в слогах, в словах, в предложениях.
Воспитание правильной артикуляции звука /ч /. Автоматизация его в обратных слогах.
Закрепление правильной артикуляции звука /ч/ и автоматизация его в прямых слогах.
Закрепление правильной артикуляции звука /ч/ и автоматизация его в слогах со стечением согласных.
Закрепление правильной артикуляции звука /ч/ и автоматизация его в словосочетаниях и предложениях, в предложениях
Дифференциация звуков /ч/ - /с / в слогах, в словах, в предложениях.
Дифференциация звуков /ч/ - /т / в слогах, в словах, в предложениях.
Дифференциация звуков /ч / - /щ/ в слогах, в словах, в предложениях.
Дифференциация артикуляции звуков /ч/ - /ц/ в слогах, в словах, в предложениях.

План коррекционно-развивающего обучения учащихся 1-х классов, имеющих фонематическое недоразвитие речи

Дата

Темы фронтальных занятий

Кол-во часов

1. Гласные звуки и пройденные в классе буквы.

1

2. Дифференциация «ы» - «и» и букв, их обозначающих.

1

3. Дифференциация «а» - «я» и букв, их обозначающих.

1

4. Дифференциация «о» - «ё» и букв, их обозначающих.

1

5. Дифференциация «у» - «ю» и букв, их обозначающих.

1

6. Дифференциация «э» - «е» и букв, их обозначающих.

1

7. Дифференциация «ё» - «ю» и букв, их обозначающих.

1

8. Закрепление знаний о гласных 1 ряда.

1

9. Закрепление знаний о гласных 2 ряда.

1

10. Обозначение мягкости согласного гласными 2 ряда.

1

11. Согласные звуки и пройденные в классе буквы.

1

12. Различение гласных и согласных звуков.

1

13. Слог-слияние. Деление слов на слоги.

1

14. Перенос слов по слогам

1

15. Практическое овладение переносом слов с удвоенными согласными.

1

16. Практические упражнения в выделении ударного гласного в слове.

1

17. Слого- звуковой анализ слов с открытым слогом.

1

18. Слого- звуковой анализ слов с закрытым слогом.

1

19. Слого- звуковой анализ слов с «бегающей

1

20. Cогласной» (буква вне слияния или примыкающая).

1

21. Слуховое восприятие твердого и мягкого звучания согласных звуков. Мягкий знак- показатель мягкости.

1

22. Согласные «ш, ж, ц» и «ч, щ, й».

1

23. Звонкие и глухие согласные.

1

24. Списывание.

1

25. Диктант слогов.

1

26. Диктант слов.

1

27. Слуховой диктант.

1
Всего: 27 ч.

КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ
Нарушения письменной речи, обусловленные несформированностью фонематического восприятия, проявляются на письме в виде специфических ошибок на уровне буквы, слога, слова, словосочетания, предложения и текста.
Это: - пропуск, перестановка, вставка букв, искажения фонетического наполнения слов: персеверации (циклические повторения) и
антиципации (замены предшествующих букв последующими);
- замены или смешения букв по акустико-артикуляционному сходству: звонкие – глухие согласные, лабиализованные гласные (О-У, ЁЮ), соноры, свистящие и шипящие звуки, аффрикаты, которые в свою очередь смешиваются между собой и составляющими их
компонентами (Ч-Щ, Ч-Ц, Ч-ТЬ, Ц-Т, С-Ц, Ч-Ш, Ц-ТС)
- раздельное написание частей слова, слитное написание самостоятельных слов, самостоятельных и служебных слов, контаминации
(смешение элементов слов), вставки, перестановки, пропуски и повторы слов;
- нарушение количественного и качественного состава предложения; нарушение или отсутствие границ предложений.

Эти ошибки носят стойкий характер и могут повлечь за собой снижение качества не только письма, но и чтения. Их не следует
принимать за обыкновенные «описки». Для предупреждения и коррекции данного вида специфических ошибок необходима планомерная и
последовательная коррекционная работа.
Ключевые ЗУНы, которые приобретут учащиеся за учебный период :
Знать:
- термины, используемые для обозначения основных понятий – речь, оппозиционные звуки, артикуляция, фонетический разбор слова
и т.д.;
- пары согласных звуков по твердости – мягкости, звонкости – глухости;
- как дифференцировать оппозиционные звуки;
- как образовать новое слово при помощи суффиксов и приставок.
Уметь:

владеть достаточно развитой речью для усвоения учебной программы на минимальном базовом уровне;

различать на слух и в произношении смешиваемые звуки;

производить фонетический разбор слова;

производить звукобуквенный разбор слогов и слов;

подбирать слова на заданный звук;

сравнивать слова со сходными звуками;

составлять словосочетания и предложения со смешиваемыми звуками;

восстанавливать предложения и текст с заданными звуками;

самостоятельно писать слуховые и зрительные диктанты, изложения и сочинения с использованием оппозиционных звуков
Iэтап коррекционно-развивающего обучения учащихся
ПОУРОЧНЫЙ ГОДОВОЙ ПЛАН РАБОТЫ
С ГРУППОЙ УЧАЩИХСЯ 2 КЛАССА,
ИМЕЮЩИХ ДИАГНОЗ «СМЕШАННАЯ ДИСГРАФИЯ»
(Дисграфия на основе нарушения фонемного распознавания-дифференциации фонем, с элементами дисграфии на почве нарушения
языкового анализа и синтеза и оптической дисграфии)

№

Название темы

2
часа

3
часа

Коррекционная работа

1 этап ДИАГНОСТИКО-ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ (4 ,6 ч.)
1
Уточнение диагноза. Исследование неречевых психических функций. Состояние звукопроизношения. Состояние дыхательной и голосовой
функции. Воспроизведение звукослоговой структуры слова. Состояние фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза.
2
Исследование лексики и грамматического строя. Исследование процесса письма и процесса чтения. Логопедическое заключение.
3
4

2 этап КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА
НА ФОНЕТИЧЕСКОМ УРОВНЕ
( 45 часов)
ЗВУКИ И БУКВЫ (9, 12 ч.)
5
Выделение гласных I ряда из слогов и
слов. (А, У, О, Э, И, Ы)
6
Согласные звуки и буквы

3

4

2

2

Уточнение артикуляции а-э, о-у, ы-и. Фонематический анализ слов различной
звуконаполняемости.
Определение согласного звука на слух и по артикуляции. Различение на слух
гласных и согласных фонем

7

Сформировать навык фонетико-фонематического анализа и синтеза слов с
Звукобуквенных анализ и синтез слов с 4
6
йотированной гласной в начале слова, в середине и в конце слова после гласной.
йотированными гласными: я, ю, е, ё
ОБОЗНАЧЕНИЕ МЯГКОСТИ СОГЛАСНЫХ НА ПИСЬМЕ(7, 8 ч.)

8
9

Твёрдые и мягкие согласные звуки
1
1
Уточнить, сравнить артикуляцию и звучание твёрдых и мягких согласных.
Буквы «а-я» после твёрдых и мягких
1
1
Сформировать навык употребления букв а-я, у-ю, о-ё, ы-и после твёрдых и мягких
согласных
согласных на письме. Сформировать навык употребления на письме Ь после мягких
Буквы «у-ю» после твёрдых и мягких
1
1
согласных на конце и в середине слова.
согласных
Буквы «о-ё» после твёрдых и мягких
1
1
согласных
Буквы «и-ы» после твёрдых и мягких
1
1
согласных
Буква «ь» в конце слога или слова как
2
3
показатель мягкости в конце и середине
слова
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СОГЛАСНЫХ, ИМЕЮЩИХ АКУСТИКО-АРТИКУЛЯЦИОННОЕ СХОДСТВО (17, 27 ч.)
Звонкие и глухие парные согласные
1
2
Правописание звонких и глухих согласных в конце слова.
Дифференциация звуков Б-П
2
3
Дифференциация звуков В - В', Ф - Ф'
2
3
Уточнить, сравнить артикуляцию звонких и глухих звуков. Развитие
кинестетических ощущений. Развить фонематическую дифференциацию
Дифференциация звуков Д - Д', Т — Т'
2
3
звуков в изолированной позиции, слогах и словах, в словосочетаниях и
Дифференциация звуков Г - Г', К -К', X 2
3
предложениях, а также в тексте.
- X'
Дифференциация звуков 3 — 3', С - С'
2
3
Дифференциация звуков Звуки С - С',
2
3

10
11
12
13

14
15
16
17
18
19
20

Ш
21 Дифференциация звуков Щ -Ч – Т – Ть 2
3
22 Дифференциация звуков Р – Л, Рь-Ль
2
3
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ БУКВ, ИМЕЮЩИХ КИНЕТИЧЕСКОЕ СХОДСТВО (12, 18ч.)
23 Буквы а-о
2
3
Развивать зрительную дифференциацию строчных букв. Развивать тонкие
графо-моторные навыки.Развитие зрительно-пространственных
24 Буквы у-и
2
3
представлений.
25 Буквы б – д – в
2
3
26 Буквы п – т
2
3
27 Буквы ш – щ – ц
2
3
28 Буквы л – м
2
3
3 этап КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА НА ЛЕКСИЧЕСКОМ УРОВНЕ
(14, 21 ч.)
29 Слово-предмет
2
3
Согласование существительного и глаголов наст. и прош. времени.
Согласование сущ. и прилагательного М., Ж., и Ср. рода.
30 Слово-действие
2
3
31 Слово-признак
2
3
32 Диффернциация изученных частей
1
1
речи
33 Слоговой анализ и синтез
2
4
Слогообразующая роль гласных. Понятие слога. Правила переноса
34 Ударение
2
2
Смыслоразличительная роль ударения (многозначность, утрата смысла, словаомонимы)
35 Ударные и безударные гласные
1
2
Схемы слогоритмической структуры слова.
36 Безударные гласные А-О в корне
1
2
Проверка безударной гласной путём изменения формы слова.
37 Безударные гласные И-Е-Я в корне
1
2
4 этап ОЦЕНОЧНЫЙ (4 ч.)
38
Оценка результативности коррекционной работы. Проведение итоговых срезовых работ. Оценка динамики работы с учащимися.
Количественный и качественный анализ ошибок. Подведение итогов работы за год.
39
Итого: 60, 90 часов

ПОУРОЧНЫЙ ГОДОВОЙ ПЛАН РАБОТЫ
С ГРУППОЙ УЧАЩИХСЯ 3 КЛАССА,

№

Количество

Темы фронтальных занятий

часов

Наглядно-дидактический
материал

1

Состояние фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза.
Исследование лексики и грамматического строя. Исследование процесса письма и
процесса чтения. Логопедическое заключение.

2.

1

Предложение и его признаки. Дифференциация понятий «слово», «словосочетание»,
«предложение». Схема предложения

Таблица с буквами «Найди
слова», схемы предложений

3.

1

Смысловая и интонационная законченность повествовательных, вопросительных,
восклицательных, побудительных предложений

Таблицы знаков препинания,
названий предложений, схемы
предложений

4.

1

Деление сплошного текста на предложения. Обозначение границ предложений.

Непунктирован-ные тексты

5.

1

Слово. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных

Таблица гласных букв, предметные картинки

6.

1

Анализ и синтез слов разного слогового состава

Слоговые схемы, набор картинок,
игра «Подбери к схеме слово»

7.

1

Деление слов на слоги для переноса

Тренировочные упражнения на
карточках^ памятка «Переноси
правильно»

8.

1

Проверочная работа по разделу: «Слово. Слоговой анализ слов». Анализ проверочных работ

Тест

9.

1

Родственные, однокоренные слова. Корень слова

Плакат с изображением чудодерева; карточки-яблоки с однокоренными словами; карточки-ребусы

10.

1

Графическое выделение корня в словах. Родственные слова

Карточки, лото

1.

«Корень слова»

11.

2

Графическое выделение корня в сложных словах. Соединительные гласные о-е

Игры «Доскажи слово», лото
«Сложные слова»

12.

1

Приставка. Роль в словообразовании. Графическое выделение

Игра «Ромашка», набор картинок
(глаголы несовершенного,
совершенного вида)

13.

1

Смысловая нагрузка приставок. Приставка, в однокоренных гнёздах

Игра «Ромашка», карточки

14.

1

Смысловая нагрузка приставок. Одна приставка с разными корнями

Дидактический материал на доске, раздаточный материал

15.

1

Приставки с гласной о

Таблица-памятка «Приставки с
гласной о»

16.

1

Приставки с гласной а

Таблица-памятка «Приставки с
гласной а»

17.

2

Предлоги

18.

3

Дифференциация предлогов и приставок. Тренировочные упражнения

Схема-таблица предлогов, карточки

19.

1

Разделительный твёрдый знак. Правописание

Игра «Сложи слово»

20.

1

Разделительный Ъ и Ь. Правописание

Игра «Доскажи словечко»

21.

1

Разделительный Ъ и Ь. Выборочный

Карточки,таблица-памятка

диктант
22.

1

Суффикс. Роль в словообразовании. Графическое выделение

Карточки-ребусы

23.

1

Смысловая нагрузка суффиксов. Суффикс в однокоренных словах

Схемы слов

24.

1

Уменьшительно-ласкательные суффиксы. Словообразование. Правописание

Набор картинок, таблицапамятка, схемы слов

25.

1

Суффиксы, указывающие на профессиональные занятия людей. Словообразование.
Правописание

Набор картинок «Профессии
людей», загадки

26.

1

Суффиксы глаголов. Словообразование. Графическое выделение

Таблица-памятка

27.

1

28.

1

Окончание. Грамматическая форма имён существительных единственного, множественного
числа. Графическое выделение

Набор картинок, схемы слов

Окончание. Грамматическая форма имён существительных множественного числа Р.п.
Графическое выделение

Игра «Скажи правильно»

29.

1

Окончание. Роль в предложении при согласовании слов

Деформированные предложения.
Игра «Исправь ошибки»

30.

1

Тренировочные упражнения на разбор слов по составу

Система упражнений на индивидуальных карточках

31.

1

Проверочная работа по разделу: «Морфемный анализ и синтез слов». Анализ проверочных
работ. Работа над ошибками

Тест

32.

1

Ударение. Ударные и безударные гласные

Ритмизированные задания. Игра
«Послушай и повтори»

33.

1

Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением. Подбор проверочных слов.
Тренировочные упражнения

Слоговые, звукобуквенные
схемы. Картинный материал

34.

1

Проверяемые безударные гласные. Предупредительный диктант

Кроссворды. Раздаточный
материал

35.

1

Непроверяемые безударные гласные. Работа со словарными словами

Зрительные опорные схемы для
запоминания правописания
словарных слов. Загадки

36.

2

Словарные слова

Кроссворды. Ребусы. Изографы. Игра «Доскажи словечко»

37.

1

Проверочная работа по разделу: «Безударные гласные». Работа над ошибками

Слуховой диктант. Тест

38.

1

Средства связи. Семантический анализ предложения.

39.

2

Согласование. Связь подлежащего и сказуемого.

40.

2

Согласование существительного с прилагательным в роде, числе, падеже.

41.

2

Изменение существительного по падежам (склонение).

42.

2

Составление предложений из слов. Грамматическое оформление. Объединение их в связный

43.

1

текст. Выделение признаков связного текста
Текст. Существенные признаки текста.

44.

1

Сравнение текста и его искаженных вариантов:

45.

1

- работа над рассказом с пропущенным началом,
- работа над рассказом с пропущенной серединой,
- работа над рассказом, не имеющим окончания.
Практические упражнения в распространении текста.

46.

1

Развитие умений и навыков анализировать текст.

47.

1

Развитие умений и навыков построения самостоятельного связного высказывания.

48.

4

Оценка результативности коррекционной работы. Проведение итоговых срезовых
работ. Оценка динамики работы с учащимися. Количественный и качественный анализ
ошибок. Подведение итогов работы за год.

КОРРЕКЦИЯ ДИЗОРФОГРАФИИ (4 класс)
Дизорфография — специфическое нарушение орфографического навыка письма на фоне сохранного интеллекта и устной речи. Отсутствие
специально организованной коррекционной работы вызывает закрепление и усложнение симптоматики дизорфографии. Стойкие и
специфические нарушения в овладении орфографическими знаниями, умениями и навыками отмечаются не только в начальный период
обучения детей с различными нарушениями речи, но и в средних, и в старших классах.
Наиболее частые дизорфографические проявления — ошибки на правила начальной школы. При этом данные орфограммы не
усваиваются именно в тот временной период, который положен по программе.
Нарушение усвоения правописания у школьников часто сочетается с дислексией, дисграфией, фонетико-фонематическим недоразвитием
речи.
В средних и старших классах общеобразовательной школы дизорфография возникает у детей, имеющих в анамнезе:
общее недоразвитие речи (ОНР);
фонетическое недоразвитие речи (ФНР) и фонетико-фо-нематическое недоразвитие речи (ФФНР);
дисграфию и дислексию (в период обучения в начальной школе);
различную неврологическую симптоматику(минимальную мозговую дисфункцию — (ММД), энцефалопатию;
пренатальную и постнатальную патологию.

Цель программы : научить детей слуховой зоркости — слуховому восприятию, а затем зрительной зоркости — зрительному вниманию,
которые сливается в одну орфографическую задачу.
Автоматизация орфографических умений и навыков реализовывалась в трех направлениях: прогнозирование орфограммы,
программирование последовательности умственных действий (алгоритм орфографической деятельности), формирование контроля.На
основе принципов, задач и направлений логопедического воздействия с учетом школьной программы было разработано тематическое
планирование по коррекции дизорфографии.
Задачи программы:
• выработать достаточно прочные навыки грамотного письма;
• повысить уровень общего речевого развития путем уточнения, расширения и активизации словаря учащихся;
• развить логическое и образное мышление;
• развить устойчивый интерес к урокам русского языка.
Методы и приемы коррекционной работы направлены на совершенствование устной речи, коррекцию и предупреждение письменной речи,
развитие психических процессов, тесно связанных с формированием полноценной речи. Это различные упражнения по развитию мышления
и воображения; игры, направленные на коррекцию внимания, памяти, фонематического слуха; упражнения, способствующие формированию
полноценных речевых навыков: объяснение правильно написанных слов, их запись; восстановление пропущенных букв; поиск слов на
изучаемое правило; самостоятельный поиск орфографических ошибок; запись под диктовку.

ПОУРОЧНЫЙ ГОДОВОЙ ПЛАН РАБОТЫ
С ГРУППОЙ УЧАЩИХСЯ 4 КЛАССА

Дата
№ п/п

1.

Тема занятия

Исследование лексики и грамматического строя. Исследование процесса письма и процесса чтения.

2

Логопедическое заключение.
Однокоренные слова.

.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.

Правописание гласных в корне слова.
Однокоренные слова. Части слова. Суффикс.
Образование слов при помощи суффиксов
Однокоренные слова. Части слова. Приставка. Образование слов при помощи суффиксов.
Правописание приставок.
Однокоренные слова. Части слова. Окончание.
Диктант. Работа над ошибками.
Работа с текстом.
Парные звонкие-глухие согласные в корне слове.
Работа с текстом.
Удвоенные согласные.
Работа с текстом.
Непроизносимые согласные в корне слова.
Работа с текстом.
Контрольное списывание «Любовь к маме»
Однородные члены предложения.
Обучающее изложение «моя поляна». Работа над ошибками.
Имя существительное.
Правописание имен существительных 3-го склонения
Работа с текстом. Выделение в тексте смысловых частей.
Правописание безударных падежных окончаний имен существительных.
Работа с текстом.
Диктант. Работа над ошибками.
Обучающее изложение «Орел»
Имя прилагательное.
Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных.
Работа с текстом.
Глагол.
Правописание глаголов разных времен.
Работа с текстом.
Местоимение.
Работа с текстом.
Диктант. Работа над ошибками.

35.
36.

Обучающее изложение.
Диагностика результатов обучения

Коррекция дизорфографии ( 1 час в неделю)
№ п/п

Тема занятия

1-3.
4-8.
9.
10-13.
14-16.

Однокоренные слова.
3
Правописание гласных в корне слова.
5
Однокоренные слова. Части слова. Суффикс.
1
Образование слов при помощи суффиксов
3
Однокоренные слова. Части слова. Приставка. Образование слов при помощи суффиксов. Правописание 3
приставок.
Однокоренные слова. Части слова. Окончание.
2
Диктант. Работа над ошибками.
2
Работа с текстом.
1
Парные звонкие-глухие согласные в корне слове.
2
Работа с текстом.
1
Удвоенные согласные.
2
Работа с текстом.
1
Непроизносимые согласные в корне слова.
3
Работа с текстом.
1
Контрольное списывание «Любовь к маме»
1
Однородные члены предложения.
2
Обучающее изложение «моя поляна». Работа над ошибками.
2
Имя существительное.
3
Правописание имен существительных 3-го склонения
Работа с текстом. Выделение в тексте смысловых частей.
2
Правописание безударных падежных окончаний имен существительных.
4
Работа с текстом.
1
Диктант. Работа над ошибками.
2
Обучающее изложение «Орел»
2
Имя прилагательное.
2
Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных.
3
Работа с текстом.
1

17-18.
19-20.
21.
22-24.
25.
26-27.
28.
29-31.
32.
33.
34-36.
37-38.
39-31.
32-34.
35-36.
37-40.
41.
42-43.
44-46.
47-48.
49-51.
52.

Кол-во
часов

дата

53.
54-56.
57.
58-59.
60.
61-62.
63-64.

Глагол.
Правописание глаголов разных времен.
Работа с текстом.
Местоимение.
Работа с текстом.
Диктант. Работа над ошибками.
Обучающее изложение.

1
2
1
1
1
2
2

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Наименования объектов и средств материально-технического
обеспечения
Книгопечатная продукция
1. Л.Н. Ефименкова
- Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных
классов.
- Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью
фонематического слуха.
Часть 1. Дифференциация гласных.
- Коррекция ошибок обусловленных несформированностью
фонематического восприятия.
Часть 2. Дифференциация звонких и глухих согласных.
Часть 3. Дифференциация свистящих, шипящих и аффрикат.
2. Л.М. Козарева
- Тетрадь для логопедических занятий. Загадки звуков, букв,
слогов.
- Тетрадь для логопедических занятий. Тайны твердых и мягких
согласных.
- Тетрадь для логопедических занятий. Различаем глухие и
звонкие согласные.
- Тетрадь для логопедических занятий. И свистящие, и шипящие,
и самые звонкие.
3. Е.В. Романова
- Пишу правильно буквы И и У.
- Пишу правильно буквы Б и Д.

Примечания

В
пособиях
представлены
задания
для
учащихся
общеобразовательной школы, у которых имеются недостатки
письменной речи, обусловленной общим недоразвитием речи III ур.,
фонетико – фонематическим недоразвитием речи, фонематическим
недоразвитием речи.
Задания даны в последовательности соответствующей
образовательным программам по русскому языку и логопедическим
коррекционным программам.
Учитывая возрастные особенности детей, авторы, включили в
пособия полезные игровые задания на основе лексики,
предложений, текстов и иллюстрированного материала, которые
будут интересны школьникам и помогут им закрепить материал,
изученный в ходе занятий, а также будут способствовать
повышению уровня их самостоятельности в решении учебных
задач.

4. Е.Д. Бурина
- Такие похожие и разные буквы. Тренинг по
дифференциации сходных по начертанию букв.
5. О.В. Чистякова
- 20 занятий по русскому языку для предупреждения дисграфии
1 класс.
- 30 занятий по русскому языку для предупреждения дисграфии
2 класс
6. И.Милосердов В.Ульянов Сборник диктантов и упражнений
для начальной школы
7. .И Лалаева Логопедическая работа в коррекционных классах
1. Л.Г. Кобзарева
- Система упражнений по коррекции письма и чтения детей с
ОНР.
2.
Л.М. Козарева
- Тетрадь для логопедических занятий. Как образуются слова.
- Тетрадь для логопедических занятий. Слова – друзья и слова неприятели.
- Тетрадь для логопедических занятий. Секреты прилагательных
и тайны гласных.
- Тетрадь для логопедических занятий. Путешествие в страну
падежей.
3.
О.В. Чистякова
- 30 занятий по русскому языку для предупреждения дисграфии
3- 4 класс.
4.
Н.Г. Андреева
- Логопедические занятия по развитию связной речи младших
Т.А.ТкаченкоЛогопедическая тетрадь по развитию
фонематического восприятия и навыков звукового
анализашкольников.
- И.Лопухина Логопедия 550 занимательных упражнений для
развития речи
1. Н.С. Жукова
- Уроки логопеда.
2.
Т.С. Перегудова, Г.А. Османова
- Вводим звуки в речь Л, Л’ .
- Вводим звуки в речь С, З, Ц.

В
пособиях
представлены
задания
для
учащихся
общеобразовательной школы, у которых имеются недостатки
письменной речи, обусловленной общим недоразвитием речи III ур.
В рабочие тетради включены задания для работы в парах и
группах. Эти задания позволяют использовать на уроках
разнообразные активные формы обучения, формирующие у
учащихся личностные, коммуникативные, познавательные и
регулятивные универсальные учебные действия.
Задания рабочих тетрадей помогают осознать закономерности
русского языка, обеспечивают формирование и последовательную
отработку регулятивных учебных действий, а также логических
действий анализа, сравнения, установления причинно-следственных
связей.
Особое внимание уделяется системе заданий на речевое
развитие младших школьников — развитие речевого слуха,
обогащение словарного состава речи учащихся, работу с текстом.

В книгах содержится практические задания и упражнения для
формирования
правильного
звукопроизношения,
развития
звукобуквенного анализа и синтеза, обогащения словарного запаса
у детей младшего школьного возраста.
В книгах представлены следующие тематические разделы:

3.
4.
-

Вводим звуки в речь Р, Р’.
Вводим звуки в речь Ч, Щ.
Вводим звуки в речь Ш, Ж.
Л. Герасимова, О. Жукова
Уникальная методика развития речи.
Е.С. Онищенкова
Практическое пособие по исправлению звукопроизношения у
детей.

Технические средства обучения
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц,
постеров и картинок. Смартдоска Ноутбук. Телевизор. Магнитофон.
Сканер (по возможности).
Принтер лазерный (по возможности).
Экранно-звуковые пособия
Разработан комплекс упражнений с использованием ИКТ технологий
для детей, имеющих недостатки звукопроизношения.
Разработаны презентации к урокам по темам:
















«Звуко-буквенный и слоговой анализ слова»;
«Лексико – грамматический строй речи»;
«Многозначные слова»;
«Однокоренные слова. Корень слова»;
«Дифференциация предлогов и приставок»;
«Амонимы»;
«Синонимы»
«Фразеологизмы»;
«Состав слова»;
«Что такое скороговорка»;
«Части речи»;
«Имя существительное»;
«Имя прилагательное»;
«Тайны твердых и мягких согласных»;
«Правописание твердого и мягкого знака»;

 Подготовительные упражнения, направленные на отработку
элементов произношения звуков.
 Изолированное произношение звуков.
 Произношение звуков в слоговых сочетаниях.
 Нормирование правильного произношения звуков в составе
слова, словосочетания, предложения.
 Дифференциация поставленных звуков с целью развития
фонематических процессов.

Разработанные упражнения успешно применяются в работе для
автоматизации звуков (л – ль; р – рь; ш, ш - с; ж, ж – з; ш – ж; ч, ч –
с; р – л; щ – ч).
Электронное приложение содержит дополнительные задания на
закрепление изученного материала. Задания, представленные в
игровой форме, способствуют активизации учащихся, повышению
интереса к обучению. В процессе их выполнения у детей
развиваются
внимание,
память,
самостоятельность,
сообразительность, они учатся регулировать свои действия, оценивать результат. Материал можно использовать как на уроках для
работы со всем классом и индивидуально, так и в домашних
условиях для самостоятельной работы

 «Многозначные слова»;
Игры и игрушки
Наборы ролевых игр, игрушек. Настольные развивающие игры
(речевое лото) и т.д.
Оборудование класса
Ученические столы двухместные с комплектом стульев.
Стол учительский с тумбой.
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий
и пр.
Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».