Рабочая программа внеурочной деятельности Я познаю мир 2а класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «Я познаю мир» позволяет обеспечить усвоение учащимися
необходимых знаний, ответить на все вопросы ребят и удовлетворить
любопытство учащихся, в свободном общении формировать у учащихся
интерес к естественно-научным дисциплинам, экологическую культуру.
Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного,
эмоционального отношения к миру – важнейшие линии развития личности
ученика средствами курса окружающего мира.
Программа строится на основе принципов:
- целостности окружающей среды, направленный на формирование у
школьников понимания неразрывной связи составляющих элементов
окружающей среды и выработку стратегии поведения человека в ней;
- междисциплинарности,

который

предполагает

логическое

включение и объединение знаний различных наук: биологии,
экологии, географии;
- взаимосвязи краеведческого, регионального и глобального подходов
к отражению экологических проблем;
- соответствия содержания, форм и методов, психолого-возрастным
потребностям учащихся.
Программа кружка «Я познаю мир» строится с учетом приобретенных
базовых знаний по окружающему миру, экологии. Предполагаемая
структура учебного материала позволяет расширять знания, полученные
в школе, обеспечивает возможность разнопланового их применения.
Логическая связь между теоретическими и практическими занятиями
позволяет связывать новый материал с предыдущим, предоставляется
возможность для развития нужных умений, обеспечивает различными
видами деятельности , познавательный интерес и дает возможность
самим учащимся оценить свои успехи.

Программа разработана на основе программы «Окружающий мир»
(для1-4классов) А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, А.С. Раутиан образовательная
система

«Школа

2100»

(Москва:

«Баласс»

2011г),

допущенной

Министерством образования ;
При разработке программы учитывались психолого-педагогические
закономерности усвоения знаний учащихся, их доступность, уровень
предшествующей подготовки.
В

содержании

программы

представлены

практические

работы,

отличающиеся разнообразием форм познавательной деятельности.
Практическая деятельность включает элементы исследований и
экспериментов, уход за растениями и животными, экскурсии в ближайшее
природное и социальное окружение.
Развитие навыков осуществляется от простого к сложному, от развития
умений наблюдать, анализировать и обобщать – к постановке опытов,
проведению

экспериментов.

Все

практические

работы

имеют

четко

выраженный характер познания ближайшего природного окружения и
создают условия для принятия конкретных решений.
Материалы

по

результатам

выполненных

практических

работ

оформляются в виде схем, диаграмм, графиков, макетов и представляются на
конференциях. Учебные конференции рассматриваются как один из способов
оценивания самими учащимися результатов выполненной работы.
Особое место в реализации программы отводится проектной работе
школьников.
В

освоении

экологических

знаний

программа

предусматривает

использование туристской деятельности как вспомогательного средства.
Цель: расширение знаний, повышение экологической грамотности
учащихся, вооружение их навыками бережного использования природных
ресурсов, формирование активной гуманной позиции школьников по
отношению к природе.

Задачи:
- Расширение контактов учащихся с природой, вовлечение их в
реальную деятельность по изучению и охране окружающей среды.
- Изучение природы родного края.
- Развитие познавательного интереса учащихся к природе
- Воспитание экологической культуры, бережного и ответственного
отношения к окружающей среде.
Программа «Я познаю мир» рассчитана на 3 года обучения в объеме 102
часа: 2-4 классы – 34 часа в год. Занятия проводятся один раз в неделю.

СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
2 класс
Наша планета Земля (22 ч)
Мир живой и неживой природы. Почему день сменяется ночью? Почему
бывает лето?
Где живут белые медведи и слоны? Прозрачный невидимка (воздух). Создание
проекта «Солнечная система» Путешествие по карте России. Адрес на глобусе
и карте.
Проект «Моя страна» Путешествие по материкам и океанам. Куда текут реки?
Как рождаются горы? Моря и острова Обитатели морей.
Земля – наш общий дом (12 ч )
Великий круговорот жизни. Путешествие по природным зонам. Красная книга.
Жизнь леса.
Хрупкая природа степей и пустынь. Где растут тропические леса. Жизнь в горах.
Путешествуем по Европе. Страны Африки и Америки. Австралия. Антарктида.
Моя Родина – Россия. Земля – наш общий дом. Проект «Всемирная выставка»

Планируемые результаты
2 класс:
Личностные результаты :


Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения

общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях

отмечать

конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.


Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему

конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.


Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех

людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).


В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила

поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметные результаты.
Регулятивные УУД:


Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать проблему

совместно с учителем .


Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки.



Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства

(простейшие приборы и инструменты).
Познавательные УУД:


Ориентироваться

в

своей

системе

знаний:

понимать,

что

нужна

дополнительная информация (знания) для решения задачи в один шаг.


Делать предварительный отбор источников информации для

решения

учебной задачи.


Добывать новые

знания:

находить

необходимую

информацию

в

предложенных учителем словарях и энциклопедиях


Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных

формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делат ь самостоятельные
выводы.
Коммуникативные УУД:


Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и

письменной речи


Слушать и понимать речь других.



Вступать в беседу.



Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя,

критика).
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
На первом уровне школьник должен уметь:
 называть окружающие предметы и их взаимосвязи;
 называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека;
 называть основные особенности каждого времени года.:
 перечислять особенности

растений; животных (насекомых, пауков, рыб,

земноводных, пресмыкающихся, птиц, зверей), грибов.
На втором уровне школьник должен уметь:
 объяснять, как люди помогают друг другу жить;
 оценивать правильность поведения людей в природе;
 оценивать правильность поведения в быту (правила общения, правила ОБЖ,
уличного движения).
На третьем уровне школьник должен уметь:
 наблюдать и оценивать явления природы и общественной жизни,
 выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского
характера, различные творческие задания.
 моделировать правильное поведение на природе и в быту в различных
ситуациях

 уважительно относиться к своему дому, своей семье, традициям русского
народа.
 доказывать

необходимость

бережного

отношения

людей

к

живым

организмам
ФОРМЫ РАБОТЫ И КОНТРОЛЯ.
Формы учебных занятий в кружке могут быть разными: индивидуальная,
парная, групповая, работа над проектом.
1. Индивидуальная работа
Участники кружка – это дети, у которых выражен интерес к предмету. Задачи
руководителя кружка заключаются в следующем:
- выявить уровень знаний учащихся о природе;
- выявить учащихся, способных самостоятельно устанавливать причинноследственные связи и закономерности;
- формировать у учащихся систему понятий, умений и навыков;
- определять сформированность познавательного интереса учащихся.
2. Работа в парах
Через работу в парах ребенок учится вскрывать причины возникающих
ошибок, составлять задания для других, анализировать свою деятельность и
деятельность товарища.
Работа проходит в 2 этапа:
1 этап – участники работают в роли учителей, самостоятельно оценивая
данную им работу.
2 этап – учащиеся работают совместно, соотнося свои индивидуальные мнения
по проверенной работе.
3. Групповая работа
Работа в группе убеждает в ценности взаимопомощи, укрепляет дружбу,
прививает навыки, необходимые в жизни, повышает уважение к себе, дает
возможность избежать отрицательных сторон соревнования.
Организация групповой работы:

- распределение работы между участниками;
- умение выслушивать различные точки зрения, критиковать, выдвигать
гипотезы;
- владение способами проверки гипотез, самооценки, контроля;
- умение представить результат работы, обосновать выбор решения
Формой контроля сформированности представлений об окружающем мире
являются соревнования, турниры, спектакли, игры, конкурсы, викторины,
изобразительные работы, выставки.
Основная цель этих проверочных работ: определение уровня развития умений
школьников применять полученные знания.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№

Название темы

Кол-

Дата

п

во

проведения

/

часов

п

Характеристика

По

Факти

плану

чески

деятельности
учащихся

НАША ПЛАНЕТА 22 ч
Мир живой и неживой
1.

природы.

2.

Вещи и вещества.

1

1

Разнообразие веществ.
3.

Как без часов

1

Ориентироваться на

определить время

местности (в группе) с

суток?

помощью компаса и
карты, по местным

4.

Форма Земли.

1

признакам во время
экскурсий.

О чём рассказывает
5.

Глобус.
Викторина

6.

7.

1

Извлекать
1

«Занимательная

необходимую

география»

информацию о

Звёзды, созвездия,
планеты.

планетах Солнечной
1
системы.

8.

Земное притяжение.

1

Характеризовать
влияние притяжения
Земли на земные явления .

9.

Почему день сменяется

1

ночью?

Сравнивать и различать
день и ночь.
Объяснять движение

10 Почему бывает лето?

1

Солнца и его связь со

.
11 Где живут белые
.

сменой дня и ночи,
времён года

1

(воздух)

13 Создание проекта
.

1

медведи и слоны?

12 Прозрачный невидимка
.

Земли относительно

Наблюдать погоду и
описывать её состояния

1

Измерять температуру
воздуха, воды с

«Солнечная система»

помощью термометра
Сравнивать погоду и
климат
14 Путешествие по карте
.

1

России.

Моделировать формы
поверхности из песка,
глины или пластилина .

15 Адрес на глобусе и
.

карте.

16

Что обозначают на

.

карте с помощью

1

1

цвета?
17 Путешествие по
.

материкам и океанам.

1

18 Куда текут реки?

1

Сравнивать и различать
разные формы земной

.
19 Как рождаются горы?

1

поверхности и водоёмы

1

на примере своей

.
20 Моря и острова.

местности.

.
21 Обитатели морей.

1

Находить на
физической карте

.

России и полушарий
разные водоёмы,
формы земной
поверхности, равнины
и горы, определять их
названия.
22 Проект «Моя страна»

1

.
ЗЕМЛЯ – НАШ ОБЩИЙ ДОМ 12 ч
Великий круговорот

1

23 жизни.
24 Путешествие по

Характеризовать
экосистемы

1

природным зонам.

Описывать климат,
особенности
растительного и
животного мира, труда
и быта людей разных
природных зон

25 Красная книга.
26

Жизнь леса.

Объяснять влияния
1

человека на природу

1

изучаемых природных

27 Хрупкая природа

1

зон

степей и пустынь.
28 Где растут тропические

1

леса.
29 Жизнь в горах.

1

Находить на карте

30 Путешествуем по

1

изученные природные
зоны

Европе.

Обсуждать особенности
2-3 стран мира
Находить и показывать
изученные страны мира
на глобусе и
политической карте

31 Страны Африки и

1

Америки.
32 Австралия. Антарктида. 1

Показывать

33 Моя Родина – Россия.

1

территорию России, ее

34 Земля – наш общий

1

.

границу

дом.

Находить на карте

Проект «Всемирная

России родной регион.

выставка»
ИТОГО:

государственную

34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».