ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «Я познаю мир» позволяет обеспечить усвоение учащимися
необходимых знаний, ответить на все вопросы ребят и удовлетворить
любопытство учащихся, в свободном общении формировать у учащихся
интерес к естественно-научным дисциплинам, экологическую культуру.
Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного,
эмоционального отношения к миру – важнейшие линии развития личности
ученика средствами курса окружающего мира.
Программа строится на основе принципов:
- целостности окружающей среды, направленный на формирование у
школьников понимания неразрывной связи составляющих элементов
окружающей среды и выработку стратегии поведения человека в ней;
- междисциплинарности,
который
предполагает
логическое
включение и объединение знаний различных наук: биологии,
экологии, географии;
- взаимосвязи краеведческого, регионального и глобального подходов
к отражению экологических проблем;
- соответствия содержания, форм и методов, психолого-возрастным
потребностям учащихся.
Программа кружка «Я познаю мир» строится с учетом приобретенных
базовых знаний по окружающему миру, экологии. Предполагаемая
структура учебного материала позволяет расширять знания, полученные
в школе, обеспечивает возможность разнопланового их применения.
Логическая связь между теоретическими и практическими занятиями
позволяет связывать новый материал с предыдущим, предоставляется
возможность для развития нужных умений, обеспечивает различными
видами деятельности , познавательный интерес и дает возможность
самим учащимся оценить свои успехи.
Программа разработана на основе программы «Окружающий мир»
(для1-4классов) А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, А.С. Раутиан образовательная
система
«Школа
2100»
(Москва:
«Баласс»
2011г),
допущенной
Министерством образования ;
При разработке программы учитывались психолого-педагогические
закономерности усвоения знаний учащихся, их доступность, уровень
предшествующей подготовки.
В
содержании
программы
представлены
практические
работы,
отличающиеся разнообразием форм познавательной деятельности.
Практическая деятельность включает элементы исследований и
экспериментов, уход за растениями и животными, экскурсии в ближайшее
природное и социальное окружение.
Развитие навыков осуществляется от простого к сложному, от развития
умений наблюдать, анализировать и обобщать – к постановке опытов,
проведению
экспериментов.
Все
практические
работы
имеют
четко
выраженный характер познания ближайшего природного окружения и
создают условия для принятия конкретных решений.
Материалы
по
результатам
выполненных
практических
работ
оформляются в виде схем, диаграмм, графиков, макетов и представляются на
конференциях. Учебные конференции рассматриваются как один из способов
оценивания самими учащимися результатов выполненной работы.
Особое место в реализации программы отводится проектной работе
школьников.
В
освоении
экологических
знаний
программа
предусматривает
использование туристской деятельности как вспомогательного средства.
Цель: расширение знаний, повышение экологической грамотности
учащихся, вооружение их навыками бережного использования природных
ресурсов, формирование активной гуманной позиции школьников по
отношению к природе.
Задачи:
- Расширение контактов учащихся с природой, вовлечение их в
реальную деятельность по изучению и охране окружающей среды.
- Изучение природы родного края.
- Развитие познавательного интереса учащихся к природе
- Воспитание экологической культуры, бережного и ответственного
отношения к окружающей среде.
Программа «Я познаю мир» рассчитана на 3 года обучения в объеме 102
часа: 2-4 классы – 34 часа в год. Занятия проводятся один раз в неделю.
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
2 класс
Наша планета Земля (22 ч)
Мир живой и неживой природы. Почему день сменяется ночью? Почему
бывает лето?
Где живут белые медведи и слоны? Прозрачный невидимка (воздух). Создание
проекта «Солнечная система» Путешествие по карте России. Адрес на глобусе
и карте.
Проект «Моя страна» Путешествие по материкам и океанам. Куда текут реки?
Как рождаются горы? Моря и острова Обитатели морей.
Земля – наш общий дом (12 ч )
Великий круговорот жизни. Путешествие по природным зонам. Красная книга.
Жизнь леса.
Хрупкая природа степей и пустынь. Где растут тропические леса. Жизнь в горах.
Путешествуем по Европе. Страны Африки и Америки. Австралия. Антарктида.
Моя Родина – Россия. Земля – наш общий дом. Проект «Всемирная выставка»
Планируемые результаты
2 класс:
Личностные результаты :
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения
общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях
отмечать
конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему
конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех
людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила
поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметные результаты.
Регулятивные УУД:
Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать проблему
совместно с учителем .
Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки.
Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства
(простейшие приборы и инструменты).
Познавательные УУД:
Ориентироваться
в
своей
системе
знаний:
понимать,
что
нужна
дополнительная информация (знания) для решения задачи в один шаг.
Делать предварительный отбор источников информации для
решения
учебной задачи.
Добывать новые
знания:
находить
необходимую
информацию
в
предложенных учителем словарях и энциклопедиях
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных
формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делат ь самостоятельные
выводы.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и
письменной речи
Слушать и понимать речь других.
Вступать в беседу.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя,
критика).
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
На первом уровне школьник должен уметь:
называть окружающие предметы и их взаимосвязи;
называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека;
называть основные особенности каждого времени года.:
перечислять особенности
растений; животных (насекомых, пауков, рыб,
земноводных, пресмыкающихся, птиц, зверей), грибов.
На втором уровне школьник должен уметь:
объяснять, как люди помогают друг другу жить;
оценивать правильность поведения людей в природе;
оценивать правильность поведения в быту (правила общения, правила ОБЖ,
уличного движения).
На третьем уровне школьник должен уметь:
наблюдать и оценивать явления природы и общественной жизни,
выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского
характера, различные творческие задания.
моделировать правильное поведение на природе и в быту в различных
ситуациях
уважительно относиться к своему дому, своей семье, традициям русского
народа.
доказывать
необходимость
бережного
отношения
людей
к
живым
организмам
ФОРМЫ РАБОТЫ И КОНТРОЛЯ.
Формы учебных занятий в кружке могут быть разными: индивидуальная,
парная, групповая, работа над проектом.
1. Индивидуальная работа
Участники кружка – это дети, у которых выражен интерес к предмету. Задачи
руководителя кружка заключаются в следующем:
- выявить уровень знаний учащихся о природе;
- выявить учащихся, способных самостоятельно устанавливать причинноследственные связи и закономерности;
- формировать у учащихся систему понятий, умений и навыков;
- определять сформированность познавательного интереса учащихся.
2. Работа в парах
Через работу в парах ребенок учится вскрывать причины возникающих
ошибок, составлять задания для других, анализировать свою деятельность и
деятельность товарища.
Работа проходит в 2 этапа:
1 этап – участники работают в роли учителей, самостоятельно оценивая
данную им работу.
2 этап – учащиеся работают совместно, соотнося свои индивидуальные мнения
по проверенной работе.
3. Групповая работа
Работа в группе убеждает в ценности взаимопомощи, укрепляет дружбу,
прививает навыки, необходимые в жизни, повышает уважение к себе, дает
возможность избежать отрицательных сторон соревнования.
Организация групповой работы:
- распределение работы между участниками;
- умение выслушивать различные точки зрения, критиковать, выдвигать
гипотезы;
- владение способами проверки гипотез, самооценки, контроля;
- умение представить результат работы, обосновать выбор решения
Формой контроля сформированности представлений об окружающем мире
являются соревнования, турниры, спектакли, игры, конкурсы, викторины,
изобразительные работы, выставки.
Основная цель этих проверочных работ: определение уровня развития умений
школьников применять полученные знания.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
Название темы
Кол-
Дата
п
во
проведения
/
часов
п
Характеристика
По
Факти
плану
чески
деятельности
учащихся
НАША ПЛАНЕТА 22 ч
Мир живой и неживой
1.
природы.
2.
Вещи и вещества.
1
1
Разнообразие веществ.
3.
Как без часов
1
Ориентироваться на
определить время
местности (в группе) с
суток?
помощью компаса и
карты, по местным
4.
Форма Земли.
1
признакам во время
экскурсий.
О чём рассказывает
5.
Глобус.
Викторина
6.
7.
1
Извлекать
1
«Занимательная
необходимую
география»
информацию о
Звёзды, созвездия,
планеты.
планетах Солнечной
1
системы.
8.
Земное притяжение.
1
Характеризовать
влияние притяжения
Земли на земные явления .
9.
Почему день сменяется
1
ночью?
Сравнивать и различать
день и ночь.
Объяснять движение
10 Почему бывает лето?
1
Солнца и его связь со
.
11 Где живут белые
.
сменой дня и ночи,
времён года
1
(воздух)
13 Создание проекта
.
1
медведи и слоны?
12 Прозрачный невидимка
.
Земли относительно
Наблюдать погоду и
описывать её состояния
1
Измерять температуру
воздуха, воды с
«Солнечная система»
помощью термометра
Сравнивать погоду и
климат
14 Путешествие по карте
.
1
России.
Моделировать формы
поверхности из песка,
глины или пластилина .
15 Адрес на глобусе и
.
карте.
16
Что обозначают на
.
карте с помощью
1
1
цвета?
17 Путешествие по
.
материкам и океанам.
1
18 Куда текут реки?
1
Сравнивать и различать
разные формы земной
.
19 Как рождаются горы?
1
поверхности и водоёмы
1
на примере своей
.
20 Моря и острова.
местности.
.
21 Обитатели морей.
1
Находить на
физической карте
.
России и полушарий
разные водоёмы,
формы земной
поверхности, равнины
и горы, определять их
названия.
22 Проект «Моя страна»
1
.
ЗЕМЛЯ – НАШ ОБЩИЙ ДОМ 12 ч
Великий круговорот
1
23 жизни.
24 Путешествие по
Характеризовать
экосистемы
1
природным зонам.
Описывать климат,
особенности
растительного и
животного мира, труда
и быта людей разных
природных зон
25 Красная книга.
26
Жизнь леса.
Объяснять влияния
1
человека на природу
1
изучаемых природных
27 Хрупкая природа
1
зон
степей и пустынь.
28 Где растут тропические
1
леса.
29 Жизнь в горах.
1
Находить на карте
30 Путешествуем по
1
изученные природные
зоны
Европе.
Обсуждать особенности
2-3 стран мира
Находить и показывать
изученные страны мира
на глобусе и
политической карте
31 Страны Африки и
1
Америки.
32 Австралия. Антарктида. 1
Показывать
33 Моя Родина – Россия.
1
территорию России, ее
34 Земля – наш общий
1
.
границу
дом.
Находить на карте
Проект «Всемирная
России родной регион.
выставка»
ИТОГО:
государственную
34