Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе примерной программы внеурочной деятельности
ФГОС.
Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы
невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие
рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им
богатство русского языка, раскрыть многие его “тайны”. В этом случае на помощь приходит кружок
“Занимательная грамматика”, являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением.
Необходимость в разработке программы кружка заключается в желании детей узнать
нечто новое о русском языке.
Главной целью его является на занимательном грамматическом материале расширить,
углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что
грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по
русскому языку на разных ступенях обучения.
Цель программы достигается в результате решения ряда взаимосвязанных между собой
задач:
способствовать развитию интереса к русскому языку как к учебному предмету;
пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием
русского языка;
совершенствование общего языкового развития учащихся;
способствовать формированию и развитию у учащихся разносторонних интересов,
культуры мышления;
способствовать развитию смекалки и сообразительности.
приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе.
Срок реализации
Программа рассчитана на 1 год для учащихся 2 – ых классов. Занятия проводятся 1 раз в
неделю по 40 минут, 34 часа в год.
Кружок «Занимательная грамматика» позволяет наиболее успешно применять
индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять
познавательные и жизненные интересы учащихся.
В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят.
На занятиях используются разнообразные виды работ:
игры и игровые элементы,
дидактический и раздаточный материал,
пословицы и поговорки, считалки, рифмовки,
ребусы, кроссворды, головоломки,
сказки.
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия:
самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.
В каждом занятии прослеживаются три части:
игровая;
теоретическая;
практическая.
Этапы реализации программы:
подготовительный;
непосредственно реализация (план прилагается);
оценка эффективности;
коррекция в соответствии с анализом эффективности;
дальнейшее использование в школе.
Анализ эффективности программы:
диагностический метод (анкетирование детей в начале и в конце);
анализ занятий проведенных по плану;
разработка рекомендаций.
Результаты освоения курса
Личностные результаты:
осознавать роль языка и речи в жизни людей;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей
(интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или
восклицательный знак).
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать
небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или
небольшого текста);
слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему
(заголовок), ключевые слова;
выразительно читать и пересказывать текст;
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и
общения оценки и самооценки и следовать им;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Содержание курса
Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир сложного русского языка, а
также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – русский
язык. Занятия способствуют развитию у детей орфографической зоркости, связной устной и
письменной речи.
Предлагаемые задания познакомят учащихся с основными понятиями русского языка, помогут
развить навыки грамотного письма, умения применять полученные на уроках знания на практике. Будут
способствовать общему развитию, побуждать к творческому подходу при изучении русского языка.
Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы
курса, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и
направлять. Данная практика поможет успешно овладеть не только общеучебными умениями и
навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на
олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.
Все задания выстроены последовательно, логично. Все вопросы и задания рассчитаны на
работу ученика на занятии. Для эффективности работы следует опираться на индивидуальную
деятельность с последующим обсуждением полученных результатов.
Линии, общие с курсом литературного чтения:
1) овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (извлечение, преобразование и
использование текстовой информации);
2) овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;
3) овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.
Линии, специфические для курса «Русский язык»:
4) приобретение и систематизация знаний о языке;
5) овладение орфографией и пунктуацией;
6) раскрытие воспитательного потенциала русского языка;
7) развитие чувства языка.
Из области фонетики дети знакомятся с понятием звук в сопоставлении с буквой, звуками
гласными и согласными; согласными звуками звонкими и глухими, твёрдыми и мягкими; с ударением,
ударными и безударными гласными; с делением слова на слоги; с обозначением мягкости согласных на
письме с помощью букв е, ё, и, ю, я, ь; наблюдают случаи несоответствия написания и произношения
(буквосочетания жи–ши, чу–щу, ча–ща, безударные гласные). Дети учатся произносить звуки, слушать
звучащее слово, соотносить произношение и написание, делать слого-звуковой и звуко-буквенный
анализ слов.
В процессе занятий в кружке закладываются основы для развития у детей орфографической
зоркости. Проходит ознакомление с явлениями и понятиями из области словообразования: в процессе
наблюдения и практической работы со словом дети осознают, что в слове выделяются части;
знакомятся с корнем, однокоренными словами, суффиксом, приставкой, графическим обозначением
этих частей слова, наблюдают за приставочным и суффиксальным способами образования слов.
В ходе рассредоточенной лексической работы дети наблюдают за тем, что слова называют
предметы, их признаки; действия людей, животных и предметов; осознают, что каждое слово что-то
означает, то есть имеет значение; что значений у одного слова может быть несколько. Постоянно
ведётся наблюдение над сочетаемостью слов в русском языке, над особенностями словоупотребления.
Из области морфологии первоклассники получают первоначальное представление о
существительных, прилагательных, глаголах и личных местоимениях (без введения понятий); о
предлогах; учатся ставить вопросы от слова к слову, различать предлоги и приставки.
Вводятся также такие синтаксические понятия, как предложение, текст. Дети учатся
правильно писать и пунктуационно оформлять простые предложения, читать и произносить
предложения с правильной интонацией. В ходе чтения текстов Букваря идёт целенаправленное
формирование у них типа правильной читательской деятельности.
Основные виды деятельности учащихся:
выполнение различных упражнений;
оформление газет;
участие в олимпиаде по русскому языку;
знакомство с научно-популярной литературой, связанной с русским языком;
проектная деятельность
самостоятельная работа;
творческие работы.
В процессе изучения курса используются элементы следующих образовательных технологий:
развивающего обучения
личностно ориентированного образования
моделирующего обучения
здоровьесберегающих
ИКТ
Календарно-тематическое планирование
№
Тема занятия, виды работ
Вводный инструктаж по технике безопасного
1.
Кол-во
По
По
часов
плану
факту
1
поведения. Волшебная страна “Фонетика”.
Сказка о Звуках и Буквах. Можно ли писать
без букв?
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Распознавание твердых и мягких согласных
1
звуков в словах.
Удивительные звуки. Игры “Невидимки
1
звуки”, “Читай наоборот”.
Звонкие и глухие “двойняшки”. Сказка “Про
1
ошибку”. Игра “Найди пару”.
Звонкие и глухие “одиночки”. Почему они
1
так называются.
Звонкие и глухие “одиночки”. Почему они
1
так называются.
Зачем нужны звуки речи? Звуковая культура
1
речи.
Звуки и буквы. Викторина “Интересные
1
буквы и звуки”
“Грамматическое домино”.
1
Шипящие согласные. Игра “Волшебный
1
10. клубок орфограмм.(жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк
-чн)”
11.
12.
Что такое азбука? Алфавит. Игра “Кто– кто в
1
алфавите живет?”
Легкие головоломки. Технология
составления головоломок.
1
13. Слог. Игра “Собери слово”.
1
14. Перенос слов. Правила переноса.
1
15. Предложение – единица языка и речи.
1
16.
Роль предложения в общении. Составляем
1
предложения сами.
Повторный инструктаж по технике
1
17. безопасного поведения. Играем в загадки.
Технология составления загадок.
Добрый “волшебник” – Ударение.
1
18. Обсуждение смыслоразличительной
функции ударения.
19.
Игры “Помоги Незнайке”, “Удивительные
превращения”
Ударение над гласной может сделать букву
20.
1
1
ясной (безударные гласные в корне слова).
Сопоставление звуковой и буквенной записи
слов, отработка действия контроля.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
Игра “ Волшебный клубок орфограмм”
1
(безударная гласная в корне слова)
Непроверяемые безударные гласные.
1
Орфографический словарь – твой помощник.
Мягкий знак. Обсуждение вопроса: значение
1
и особенности мягкого знака.
Твердый знак. Обсуждение вопроса:
1
значение и особенности твердого знака.
Сказка- игра “Приключения в стране “Имя
1
Существительное»
Большие и маленькие. Слова, которые
пишутся с заглавной буквы.
1
Звонкие и глухие “двойняшки”. В стране
1
27. “Двойняшек” (парные согласные на конце
слов)
Прилагательные – слова называющие
1
28. признаки. Сказка – игра “Приключение в
стране “ Имя Прилагательное””
29.
30.
31.
Дружба имени существительного с
1
прилагательным.
Глаголы – слова, обозначающие действие
1
предметов. Здравствуй, Глагол!
Сколько слов Вы знаете? Рассказ-беседа о
1
словарном богатстве русского языка.
Из чего состоят слова? Слова-родственники.
1
32. Так же, как и у кустов, корень есть у разных
слов.
33.
Для чего нужно изучать грамматику.
1
Мастерская “Учусь составлять кроссворд”
34. Итоговое занятие. Защита проектов.
1
Список литературы
1. Арсирий А. Т., Дмитриева Г. М. Материалы по занимательной грамматике русского языка. – М.:
1993 г.
2. Бетенькова Н.М. Грамматика в рифмовках: Стихотворные упражнения для развития у детей
первоначальных навыков чтения и грамотного письма. – М.: Новая школа, 2006 г.
3. Бетенькова Н.М. Орфография в рифмовках: Стихотворные упражнения для развития у детей
первоначальных навыков чтения и грамотного письма. – М.: Новая школа, 1996 г.
4. Бетенькова Н.М. Орфография, грамматика – в рифмовках занимательных: Книга для учителя. –
М.: Просвещение, 1994 г.
5. Бетенькова Н.М., Фонин Д.С. Конкурс грамотеев. Дидактические игры и занимательные
упражнения по русскому языку для учащихся начальной школы. – М.: Просвещение, 2005 г.
6. Волина В. В. Веселая грамматика. – М.: Знание, 1995 г.
7. Волина В. В. Занимательное азбуковедение. – М.: Просвещение, 1991 г.
8. Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. – М.: АСТ, 1996 г.
9. Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. – Екатеринбург: АРГО, 2006г.
10. Голуб И.Б. Культура речи для дошкольников: Профессор Алфавит в городе Веселинске. – М.:
Владос, 1999 г.