Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;
Федеральный государственный образовательный стандарт;
Устав МБОУ Логовской СОШ;
Учебный план МБОУ Логовской СОШ на 2025-2026 уч. год;
Методическое пособие
Индивидуальный проект. 10-11 классы: учеб. Пособие для общеобразоват. Организаций /[М.В.
Половкова, А.В. Носов, Т.В. Половкова, М.В.Майсак]. – (3-е изд. – М. Просвещение, 2021.
Общее количество часов – 34.
Программа рассчитана на 1 учебный час в неделю.
Срок реализации – 1 год.
Учебный курс «Индивидуальный проект» представляет собой обязательную особую форму
организации деятельности (учебное исследование или учебный проект) и входит в учебные
планы и индивидуальный план (ИП) учащегося на уровне среднего общего образования.
Основная функция данной формы деятельности – это развитие метапредметных умений, а также
исследовательской компетентности, предпрофессиональных навыков и творческих способностей
в соответствии с интересами и склонностями учащегося.
Учебная дисциплина «Индивидуальный учебный проект» входит в состав обязательной
предметной области предлагаемая общеобразовательным учреждением общеобразовательного
цикла ФГОС среднего общего образования.
Цели и задачи курса:
систематизировать представление обучающихся о проектной и исследовательской деятельности
через овладение основными понятиями;
сформировать основы практических умений организации научно - исследовательской работы;
развивать умение формулировать цель, задачи, гипотезу, объект и предмет исследования;
совершенствовать умение поиска информации из разных источников;
формировать культуру публичного выступления;
оказать методическую поддержку обучающимся при проведении исследовательских работ,
проектов и подготовке выступлений на научно-практических конференциях;
совершенствовать общественно-практическую активность обучающихся;
способствовать развитию творческой активности личности обучающихся;
содействовать профессиональному самоопределению обучающихся;
выделять основных этапов написания выпускной квалификационной работы;
систематизировать представление обучающихся о процедуре защиты курсовой, дипломной
работы;
работать с различными источниками, в том числе с первоисточниками, грамотно их цитировать,
оформлять библиографические ссылки, составлять библиографический список по проблеме;
выбирать и применять на практике методы исследовательской деятельности, адекватные задачам
исследования;
оформлять теоретические и экспериментальные результаты исследовательской и проектной
работы;
описывать результаты наблюдений, обсуждать полученные факты;
оформлять результаты исследования.
Планируемые результаты изучения учебного курса.
Личностные результаты:
постижение мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и
общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм
общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
освоение основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими
ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной,
творческой и ответственной деятельности;
толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести
диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и
сотрудничать для их достижения;
овладение навыками сотрудничества со сверстниками, взрослыми в учебноисследовательской,
проектной деятельности;
нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей
жизни;
осознание выбранной профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов.
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению;
сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
систему значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок,
отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, антикоррупционное
мировоззрение, правосознание, экологическую культуру, способность ставить цели и строить
жизненные планы, способность к осознанию российской гражданской идентичности в
поликультурном социуме.
Метапредметные результаты:
овладение умением самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы
деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;
использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов
деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
овладение умением продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной
деятельности, учитывать позиции других участников деятельности;
овладение умениями согласования процедур совместного действия;
овладение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности,
навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов
решения практических задач, применению различных методов познания;
готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности,
включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и
интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
овладение умениями использовать средства информационных и коммуникационных технологий
в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований
эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм,
норм информационной безопасности;
овладение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения,
использовать адекватные языковые средства;
овладение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и
мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых
познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты:
владение навыками коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического
мышления;
способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;
владение навыками проектной деятельности, а также самостоятельного применения
приобретённых знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания
одного или нескольких учебных предметов или предметных областей;
способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы,
отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов
исследования на основе собранных данных, презентации результатов;
способность применять теоретические знания при выборе темы и разработке проекта;
способность разрабатывать структуру конкретного проекта;
владение умением определять методологию исследовательской деятельности;
владение умением использовать справочную нормативную, правовую документацию;
владение умением проводить исследования;
владение знаниями оформлять библиографию, цитаты, ссылки, чертежи, схемы формулы;
способность представлять результаты исследования в форме презентации.
Содержание тем учебного курса
Номер
раздела
Раздел 1.
Раздел 2.
Раздел 3.
Раздел 4.
Раздел 5.
Раздел 6.
Тема
Культура исследования и проектирования
Самоопределение
Замысел проекта
Условия реализации проекта
Трудности реализации проекта
Презентация и защита индивидуального проекта
Итого:
Объем
часов
6
3
4
4
6
11
34
10 класс
Введение
Понятия «индивидуальный проект», «проектная деятельность», «проектная культура».
Типология проектов. Проекты в современном мире. Цели, задачи проектирования в современном
мире, проблемы. Научные школы. Методология и технология проектной деятельности.
Раздел 1. Культура исследования и проектирования (6 ч)
Инициализация проекта, курсовой работы, исследования. Конструирование темы и проблемы
проекта, курсовой работы. Проектный замысел.
Структура проектов, курсовых и исследовательских работ.
Методы исследования: методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение,
эксперимент); методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне
исследования (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование и др.);
методы теоретического исследования (восхождение от абстрактного к конкретному и др.).
Рассмотрение текста с точки зрения его структуры.
Учимся анализировать проекты. Выдвижение проектной идеи как формирование образа
будущего.
Виды проектов (инновационный, конструкторский, исследовательский, инженерный,
информационный, творческий, социальный, прикладной). Проект Столыпина. Техническое
проектирование и конструирование как типы деятельности.
Социальное проектирование: как сделать лучше общество, в котором мы живём. Волонтерские
проекты и сообщества.
Способы получения и обработки информации. Использование информационных технологий при
создании проектного продукта. Анализируем проекты сверстников. Анализируем проекты
сверстников: возможности ИТ-технологий для междисциплинарных проектов. Исследование как
элемент проекта.
Раздел 2. Самоопределение (3 ч)
Методические рекомендации по написанию и оформлению курсовых работ, проектов,
исследовательских работ.
Проекты и технологии: выбираем сферы деятельности. Создаем элементы образа будущего: что
мы хотим изменить своим проектом. Формируем отношение к проблемам: препятствие или
побуждение к действию?
Знакомимся с проектным движением. Первичное самоопределение. Обоснование актуальности
темы для проекта или исследования.
Виды переработки чужого текста. Понятия: конспект, тезисы, реферат, аннотация, рецензия.
Раздел 3. Замысел проекта (4 ч)
Проекты и технологии: выбираем сферы деятельности. Создаем элементы образа будущего: что
мы хотим изменить своим проектом. Формируем отношение к проблемам: препятствие или
побуждение к действию?
Понятие «проблема» и «позиция» при осуществлении проектирования. Формулирование цели
проекта.
Роль акции в реализации проектов.
Раздел 4. Условия реализации проекта (4 ч)
Применение информационных технологий в исследовании, проекте, курсовых работах.Работа в
сети Интернет. Научные документы и издания. Организация работы с научной литературой.
Знакомство с каталогами. Энциклопедии, специализированные словари, справочники,
библиографические издания, периодическая печать и др. Методика работы в музеях, архивах.
Способы и формы представления данных. Компьютерная обработка данных исследования.
Библиография, справочная литература, каталоги. Оформление таблиц, рисунков и
иллюстрированных плакатов, ссылок, сносок, списка литературы. Сбор и систематизация
материалов .
Источники финансирования проекта. Планирование действий – шаг за шагом по пути реализации
проекта. Сторонники и команда проекта. Как эффективно использовать уникальный вклад
каждого участника. Представление и оценивание проектного продукта.
Раздел 5. Трудности реализации проекта (6 ч)
Логика действий и последовательность шагов при планировании индивидуального проекта.
Картирование личностно - ресурсной карты. Базовые процессы разработки проекта и работы,
выполняемые в рамках этих процессов. Расчет календарного графика проектной деятельности.
Раздел 6. Презентация и защита индивидуального проекта (11 ч)
Итоговая презентация, публичная защита индивидуальных проектов/ исследований
старшеклассников, рекомендации к её подготовке и проведению.
Календарно-тематическое планирование
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ, 10 класс
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
Дата
План
Факт
Тема урока
10 КЛАСС
Культура исследования и проектирования (6 часов)
Понятие проекта, его типы и виды. Особенности индивидуального
проекта.
Виды проектов (инновационный, конструкторский, исследовательский,
инженерный, информационный, творческий, социальный,
прикладной).
Социальное проектирование: как сделать лучше общество, в котором
мы живём. Волонтерство.
Использование информационных технологий при создании проектного
продукта
Анализируем проекты сверстников: возможности ИТ-технологий для
междисциплинарных проектов.
Исследование как элемент проекта.
Самоопределение (3 часов)
Проекты и технологии: выбираем сферы деятельности.
Создаем элементы образа будущего: что мы хотим изменить своим
проектом.
Формируем отношение к проблемам: препятствие или побуждение к
действию?
Замысел проекта (4 часов)
Понятие «проблема» и «позиция» при осуществлении проектирования.
Формулирование цели проекта.
Целеполагание. Постановка задач. Прогнозирование результатов
проекта.
Роль акции в реализации проектов.
Условия реализации проекта (4 часов)
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20
21
22
23
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
Планирование действий – шаг за шагом по пути реализации проекта.
Источники финансирования проекта.
Сторонники и команда проекта.
Модели управления проектами. Защита первого проекта.
Трудности реализации проекта (6 часов)
Работа над проектом.
Правила защиты проекта.
Риски проекта
Практическое занятие. Анализ проектов сверстников.
Критерии анализа и оценивания проектной работы.
Оцениваем проекты сверстников.
Презентация и защита индивидуального проекта (11 часов)
Оформление собственного проекта.
Применение информационных технологий в исследовании и
проектной деятельности.
Работа в сети Интернет.
Библиография, справочная литература, каталоги.
Главные предпосылки успеха публичного выступления.
Публичное выступление.
Презентация и защита проекта.
Публичная защита результатов проектной деятельности
Публичная защита результатов проектной деятельности
Публичная защита результатов проектной деятельности.
Публичная защита результатов проектной деятельности