Рабочая программа учебного курса Краеведение 7 класс

Пояснительная записка
Рабочая программа составлена с учетом программы «Краеведение: биологическое и ландшафтное разнообразие природы
Волгоградской области. 6 класс» , разработанной ВГИПКРО/И.В. Зверева, И.П. Чередниченко - Волгоград, 2009г.
Программа рассчитана на 1 час в неделю. Всего 34 часа в год.
Учебно-методический комплект состоит из учебно-методической литературы:
И.В. Зверева, И.П. Чередниченко Краеведение: биологическое и ландшафтное разнообразие природы Волгоградской области.
Методическое пособие с мультимедийным приложением.- Москва « Глобус», 2009
и дополнительной литературы:
Брылев В.А., Сагалаев В.А. Особо охраняемые природные территории. – Волгоград: Перемена, 2012
Красная книга: Редкие и охраняемые растения и животные Волгоградской области /Сост. В.А. Брылев. – Волгоград, 2012
Новиков В.С., Губанов И.А. Школьный атлас-определитель высших растений: кн. Для учащихся.-2-е изд. – М.: Просвещение, 2012
Сагалаев В.А. Очерки истории исследования флоры Юго-Востока Европы. Учебно-справочное пособие. Волгоград: Перемена, 2013
Сагалаев В.А. Растения «Красной книги» Волгоградской области. Научно-популярные очерки - М.: Глобус, 2012
Цели программы:
-Изучение биоразнообразия и экологии основных таксонов растений, грибов, лишайников в типичных природных сообществах области.
-Развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдения за состоянием природы
родного края, самостоятельного приобретения новых знаний.
-Воспитание любви к своему краю, стране; формирование основ экологической культуры.
Задачи программы:
-Ознакомление учащихся с актуальностью проблемы сохранения биоразнообразия в мире, России, Волгоградской области, с ролью
ученых- естествоиспытателей 18-20 веков в исследовании и сохранении биоразнообразия региона
-Освоение учащимися знаний об основных жизненных формах, видах, экологических группах растений, грибов, лишайников, о
необходимых мерах их охраны, рационального использования хозяйственно-ценных видов в регионе.
-Овладение умениями: работать с определителями растений, применять знания о видах растений, грибов, лишайников, природных
сообществах области для обоснования мер их защиты.
-Формирование и развитие ключевых компетенций и удовлетворения интереса к изучению природы родного края.
Содержание программы предусматривает не только изучение теоретического материала, учитывающего региональные особенности
биологического и ландшафтного разнообразия Волгоградской области, но и проведение экскурсий по сбору материала на основе
наблюдений; использование лабораторных и практических работ, описание результатов этих работ, что способствует приобщению
учащихся к творческой учебно- исследовательской деятельности.
В процессе реализации программы целесообразно использование информационных технологий: использование поисковых систем
Internet для сбора информации о редких растениях, грибах, лишайниках и животных Волгоградской области; создание презентаций.

Требования к уровню подготовки учащихся:
Уровень воспроизведения и описания информации
Описывать морфолого-анатомические особенности растений и животных Волгоградской области.
Называть основные систематические и экологические группы растений, животных, грибов, лишайников Волгоградской области.
Узнавать (в природе, в коллекциях, в гербариях, рисунках, таблицах) наиболее распространенные виды животных, растений, грибов,
лишайников своего региона; съедобные и ядовитые грибы; культурные (овощные, плодовые, декоративные, лекарственные) растения
Волгоградской области.
Наблюдать влияние факторов среды на живые организмы.
Приводить примеры редких и охраняемых растений, животных, грибов, лишайников; животных, растений, грибов, лишайников
различных экологических групп.
Интеллектуальный уровень
Объяснять актуальность проблемы сохранения биологического разнообразия популяций, видов, сообществ в мире, России,
Волгоградской области.
Объяснять действие лимитирующих факторов на состояние флоры Волгоградской области. Определять по гербариям древесные и
кустарниковые породы растений, травянистые растения.
Сравнивать растения различных систематических и экологических групп по одному или нескольким предложенным критериям;
экологические группы животных, лишайников.
Оформлять результаты экскурсий с помощью графиков, таблиц, диаграмм.
Формулировать выводы на основе собранного материала.
Давать характеристику растениям различных систематических групп.
Творческий уровень.
Прогнозировать последствия воздействия антропогенных факторов на биологическое разнообразие и ландшафты Волгоградской области.
Применять знания для обоснования мер охраны видов и природных сообществ
Использовать знания в ситуации разработки экологического проекта по охране животных, растений, грибов, лишайников
Волгоградской области.
Система оценки достижения планируемых результатов.
Критерии оценивания
Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается
обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования
краеведческой терминологии,самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учѐт индивидуальных особенностей учащихся,
дифференцированный подход к организации работы.

Оценка "5" ставится, если ученик:

Устный ответ.

Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объѐма программного материала; полное понимание сущности
рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;Умеет составить полный и правильный ответ на основе
изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами;
самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. -Устанавливать межпредметные (на основе ранее
приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно,
чѐтко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с
использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных
понятий, законов, излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы
учителя;Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает
не более одного недочѐта, который легко исправляет по требованию учителя;
Оценка "4" ставится, если ученик:
Показывает знания всего изученного программного материала. Даѐт полный и правильный ответ на основе изученных теорий;
незначительные ошибки и недочѐты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие
неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в
определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их
исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал;
подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.Умеет самостоятельно
выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать
внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменѐнной ситуации, соблюдать основные правила
культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины; Ответ самостоятельный; Наличие неточностей
в изложении краеведческого материала; Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности
изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях; Связное и последовательное
изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;

Оценка "3" ставится, если ученик:
Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению
программного материала; Материал излагает не систематизировано, фрагментарно, не всегда последовательно; Показывает не
достаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие; Не
использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных
явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий; Отвечает неполно

на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные
положения, имеющие важное значение в этом тексте; отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

Оценка "2" ставится, если ученик:
Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; Не делает выводов и обобщений. Не знает и не понимает значительную или
основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов; Имеет слабо сформированные и неполные знания и не
умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу; При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых
ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

Критерии выставления оценок за проверочные
тесты.

1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.

1. Время выполнения работы: 10-15 мин.
2. Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.

2. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.

1. Время выполнения работы: 30-40 мин.
2. Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.

Общая характеристика учебного предмета

Содержание Введение (2ч)
Проблема сохранения биоразнообразия. Международная Конвенция о сохранении биоразнообразия (Рио-де-Жанейро, 1992г.).
Национальная стратегия сохранения биоразнообразия России. Стратегия и программа действий по сохранению биоразнообразия
Волгоградской области. История изучения природы родного края. Экспедиции П. С. Палласа, Регеля, Гмелина. Природный комплекс и
биоразнообразие Волгоградской области.
Тема 1. Краткая физико-географическая характеристика территории Волгоградской области (3ч)
Географическое положение, рельеф. Климат. Поверхностные и подземные воды. Ландшафты и природные зоны Волгоградской
области Отражение природно-климатических факторов в зональной растительности. Ландшафтно-экологические проблемы
Волгоградской области.
Тема 2. Жизненные формы и экологические группы растений, грибов, лишайников Волгоградской области (8ч)
Жизненные формы и экологические группы растений, грибов, лишайников. Жизненные формы растений степей и полупустынь.
Жизненные формы и экологические группы растений леса. Искусственные растительные сообщества городов и поселков
Волгоградской области. Голосеменные растения Волгоградской области. Жизненные формы растений водоемов и солончаков.

Практическая работа «Изучение жизненных форм растений на пришкольном участке» (Изучаются особенности различных
жизненных форм растений на пришкольном участке. Делаются выводы о преимущественном распространении определенных
жизненных форм и обсуждаются их санитарное состояние).
Лабораторная работа «Определение по гербарию жизненных форм и экологических групп растений леса»
Лабораторная работа «Определение по гербарию жизненных форм растений степей, полупустынь»
Лабораторная работа «Определение жизненных форм растений водоемов»
Экскурсии
Жизненные формы растений и экологические группы растений леса.
Жизненные формы растений степей и полупустынь. Жизненные формы растений водоемов.
Тема 3. Основные систематические группы травянистых растений Волгоградской области. Биоразнообразие грибов и
лишайников (8ч)
Систематика растений. Признаки классификации растений. Структура определителей и определительных карточек. Видовое
разнообразие растений Волгоградской области. Характеристика растений: морфолого-анатомические особенности, распространение,
экология и биология, использование и значение. Семейства класса Двудольные. Характеристика растений семейства Розоцветные.
Характеристика растений семейства Бобовые. Характеристика растений семейства Сложноцвеные. Семейства класса Однодольных.
Характеристика растений семейства Луковые и Лилейные. Характеристика многообразие и значение растений семейства Мятликовые
(Злаки).Искусственные сообщества поля, сада, огорода. Биологические основы выращивания культурных растений. Съедобные и
ядовитые грибы Волгоградской области. Биоразнообразие, значение и охрана лишайников Волгоградской области.
Лабораторная работа «Характеристика и определение поопределителям растений семейства Розоцветные»
Лабораторная работа «Характеристика и определение по определителям растений семейства Сложноцветные»
Лабораторная работа «Характеристика и определение по определителям растений семейства Бобовые»
Лабораторная работа «Определение по определителям и характеристика растений семейства Луковые и семейства Лилейные»
Лабораторная работа «Характеристика и определение по определителям растений семейства Мятликовые (Злаки)»
Тема 4. Животный мир Волгоградской области (4ч)
Животные зональных степных биотопов. Животные древесно-кустарниковых насаждений. Животные водоёмов и околоводных
биотопов.Создание и защита презентации «Зоологический музей».
Тема 5. Редкие и охраняемые растения, грибы, лишайники Волгоградской области (5ч)
Изменения в сообществах под воздействием человека. Основные категории растений, грибов, лишайников и животных. повидимому, исчезнувшие виды, уязвимые виды; редкие виды; виды с неопределенным статусом. Региональная шкала редкости
Клинковой Г., Сагалаева В.А.: виды редкие по всему своему ареалу, уникальные как для флоры региона, так и для России в целом;
виды редкие, иногда уникальные для флоры России, но характерные для флористического комплекса региона; виды редкие,
уникальные для флористического комплекса других областей России; виды редкие, уникальные для флористического комплекса
региона, но более или менее обычные для других областей России; виды достаточно обычные на протяжении всего ареала, но
сокращающие число и численность своих популяций в пределах региона под влиянием различных антропогенных факторов;
виды редкие или обычные на протяжении своего ареала, уникальность и ценность которых для природного комплекса региона
заключается в том, что они были описаны сего территории и потому имеющие здесь свое классическое местонахождение.

Лимитирующие факторы и меры по охране. История создания и современное состояние и перспективы развития сети особо
охраняемых территорий Волгоградской области: природные памятники, национальные парки, заказники. Связь регионального
биоразнообразия с этнографией области. Биотопонимика. Основные топонимы Волгоградской области.
Лабораторная работа «Определение и описание редких и охраняемых растений, грибов, лишайников Волгоградской
области».
Экскурсии (4ч)
Экскурсия в лес (парк) или на водоем Экскурсия в степь (на пришкольный участок).
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Программа включает в себя сведения о природно- зональных особенностях региона, о разнообразии флоры и фауны Волгоградской
области, о природных сообществах региона и их изменении под воздействием деятельности человека, а также информацию по
биотопонимике Волгоградской области. Данный курс обладает огромными возможностями для реализации личности ребенка,
формирования общей и экологической культуры личности подростка, особенно для становления его этического отношения к
эмоционально-эстетическому восприятию окружающей среды.
Место учебного предмета в учебном плане
Курс «Краеведение» проводится на занятиях внеурочной деятельности.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
В результате освоения курса учащиеся получат представление о многообразии живых организмов фауны и флоры Волгоградской
области, геологической истории, о памятниках природы, источниках загрязнения окружающей среды; мероприятиях, направленных на
снижение влияния окружающей среды на здоровье человека.
Личностные результаты:
личностные действия учебно-познавательной мотивации;
нравственно-этическое оценивание природы родного края;
формирование личного позитивного отношения к себе и окружающему миру и осознание своей роли в экосистеме.
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на
основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на
базе ориентировки в мире профессии, с учётом устойчивых познавательных интересов;
знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений
(доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;
формирование личностных представлений о целостности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками, старшими и младшими в
процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития для формирования естественно-научной картины
мира;
формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях,
об основных биологических теориях, экосистемной организации жизни, о взаимосвязи всего живого в биосфере, о наследственности и
изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;
приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения
живых организмов;
понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире, постоянного процесса эволюции
научного знания, значимости международного научного сотрудничества;
формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние
факторов риска на здоровье человека; умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к
живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости сохранения биоразнообразия и природных местообитаний.
Метапредметные результаты
поиск и выделение необходимой информации;
использование элементов системного подхода в объяснении сложных природных явлений;
анализ растительных и животных объектов региона с целью их изучения;
установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений при изучении растительных и животных
объектов региона;
сотрудничество в поиске и сборе информации при изучении природы родного края;
планирование своих природоохранных действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее решения;
использование в работе простейших приборов и инструментов при выполнении практических и исследовательских работ;
оценивание своей деятельности по критериям и параметрам совместно с учителем.
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
Предметные результаты:
Учащиеся должны уметь:
описывать особенности строения растений области
называть основные систематические и экологические группы растений, грибов, лишайников области
узнавать наиболее распространенные виды растений, грибов, лишайников области; съедобные и ядовитые грибы; культурные растения
области
наблюдать действие факторов среды на живые организмы
приводить примеры редких и охраняемых растений, грибов, лишайников;
Учащиеся должны знать:
определения основных экологических понятий по краеведению;

типы взаимодействий организмов;
разнообразие биотических связей,
строение и функционирование экосистем области;
биологическое разнообразие как важнейшее условие устойчивости популяций, биоценозов, экосистем;
место человека в экосистеме родного края
современные проблемы охраны природы области (аспекты, принципы и правила, правовые основы охраны природы);
современное состояние, использование и охрана растительности (охрана редких и исчезающих видов растений; Красная книга
Волгоградской области, ее значение в охране редких и исчезающих видов растений);
рациональное использование и охрана животных (прямое и косвенное воздействия человека на животных и их последствия, причины
вымирания видов животных, охрана охотничьих, промысловых и редких видов животных, роль заповедников в охране животных,
значение Красной книги области в охране редких и исчезающих видов животных).
Контрольно-измерительные материалы
График проведения контрольных работ по краеведению в 6 классе на
20____- 20___ учебный год
№
п/п

Класс

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11

6
6
6
6
6
6
6
6
6
6
6

12

6

Тема
«Изучение жизненных форм растений на пришкольном участке»
«Определение по гербарию жизненных форм растений степей, полупустынь
Определение по гербарию жизненных форм и экологических групп растений леса.
«Определение жизненных форм и экологических групп растений водоемов».
Растения и экологические группы растений леса.
Растения степей и полупустынь.
Растения водоемов
Характеристика и определение по определителям растений семейства Розоцветные.
Характеристика и определение по определителям растений семейства Бобовые
Характеристика и определение по определителям растений семейства Сложноцветные.
Определение по определителям и характеристика растений семейства Луковые и
семейства Лилейные.
Характеристика и определение по определителям растений семейства Мятликовые
(Злаки)».

Вид работы
Практическая работа
Лабораторная работа
Лабораторная работа
Лабораторная работа
Экскурсия
Экскурсия
Экскурсия
Лабораторная работа
Лабораторная работа
Лабораторная работа
Лабораторная работа
Лабораторная работа

Дата

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения
образовательного процесса учебного предмета
Методические пособия и дополнительная литература.
Для учителя
Краеведение: биологическое и ландшафтное разнообразие природы Волгоградской области. Методическое пособие/Под ред.
Проф.В.А.Сагалаева.-М.:Глобус,2008
Зверева И.В., Чередниченко И.П. краеведение: биологическое и ландшафтное разнообразие природы Волгоградской области. 6 класс
Поурочное планирование, рабочая программа курса. Методическое пособие мультимедийным приложением..- М.: Глобус, 2009
Красная книга: Редкие и охраняемые растения и животные Волгоградской области/Сост. В.А.Брылев.-Волгоград,1992
Сагалаев В.А. Растения «Красной книги» Волгоградской области. Научно-популярные очерки. М.: Глобус, 2008.
Брылев В.А., Сагалаев В.А. Особо охраняемые природные территории. –Волгоград: Перемена, 2000.
Для учащихся
Краеведение: биологическое и ландшафтное разнообразие природы Волгоградской области. Рабочая тетрадь –практикум /Авт.-сост. М.В.
Оданович -М.:Глобус,2008
Зверева И.В., Чередниченко И.П. краеведение: биологическое и ландшафтное разнообразие природы Волгоградской области. 6 класс
Поурочное планирование, рабочая программа курса. Методическое пособие мультимедийным приложением..- М.: Глобус, 2009
Красная книга: Редкие и охраняемые растения и животные Волгоградской области/Сост. В.А.Брылев.-Волгоград,1992
Сагалаев В.А. Растения «Красной книги» Волгоградской области. Научно-популярные очерки. М.: Глобус, 2008.
Брылев В.А., Сагалаев В.А. Особо охраняемые природные территории. –Волгоград: Перемена, 2000.
Дополнительная литература
Энциклопедия для детей Биология .-М.: Мир энциклопедий Аванта+, 2007
Энциклопедия для детей Экология .-М.: Мир энциклопедий Аванта+, 2007
Интернет –ресурсы

Календарно- тематическое планирование
Тема урока

Тип урока

Элементы
содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

Предметные

1.Биоразно
образие при
роды Волго
градской
области.
Проблемы
сохранения
биоразнооб
разия

Урок зна
комства с
новым
учебным
материал
ом

Проблемы сохра
нения биоразно
образия. Между
народная Конве
нция о сохране
нии биоразнооб
разия. Национа
льная стратегия
сохранения био
разнообразия
России.

2.История
изучения
природы
Волгоградс

Урок
закреплен
ия нового
материал

История изуче
ния природы
родног окрая.
Экспедиции

Называть:био
разнообразие ца
рств (растения.
грибы, живот
ные. бактерии,
вирусы);
-природные ком
плексы и сообще
ства Волгоград
ской области;
-отдельные масс
совые виды Вол
гоградской об
ласти.Объяс
нять:Актуально
сть проблемы со
хранения биоло
гического разн
ообразия попу
ляций, видов,
сообществ в ми
ре, России, Волг
оградской облас
ти.
Называть уче
ных-краеведов
мирового уров
ня. Объснять

Метапред
метные

Домашнее
задание

Дата
план

Личностные

Введение (2Ч)
Использова
Личностные
ние элемен
действия уче
тов систем
бно-познаваного подхо
тельной моти
да в объясне вации;форми
нии слож
рование лич
ных природ ного позити
ных явле
вного отноше
ний
ния к себе и
окружающем
у миру и осо
знание своей
роли в экоси
стеме

Уметь сопо
ставлять ис
торические

Виды
контроля

Формирова
ть познава
тельный ин
терес к пред

Подобрать
материал о
грибах,
растениях
животных
(стихи,
загадки)

01.09

Подготовить
сообщение о
ученом
естествоисп

08.09

факт

кой области а

П.С.Палласа,
И.И.Лепехина,С
.Г.Гмелина,
П.Фалька

роль ученыхданные
мету
ытателе,
естествоиспыта
изучавшем
телей ХVШ-ХХ
наш край.
вв. в исследованиии сохране
нии биоразноо
бразия региона
Краткая физико-географическая характеристика территории Волгоградской области (3ч)
3.Геогра
Комбини Географическое Называть Осно
Понимание
Формировани
Сообщение
15.09
фическое
рованный положение,
вные крупные
неотделимос е познаватель
о поверхно
положение, урок
рельеф
формы рельефа
ти географи ных интере
стных водах
рельеф
Волгоградской
Описывать гео
ческого прос сов и мотиво
Волгоград
Волгоградс
области
графическое
транства Во в, направлен
ской области
кой области
положение. Ре
лгоградской ных на изуче
льеф Волгоград области от
ние природы
ской области
России
родного края
4.Климат.
Поверхност
ные и под
земные
воды

Урок
Климат. Поверх
системати ностные и под
зации и
земные воды
обобщени
я знаний

Давать определе
ния понятию кли
мат; различать
понятия река, озе
ро, источник.При
водить примеры
рек,озер, источни
ков, расположе
нных в своей ме
стности. Описы
вать климат об
ласти по сезонам.

определять
и формули
ровать цель
деятельнос
ти на учебн
ом занятии,
умение раб
отать по пр
едложенно
му учителе
м плану, оц
енка своего
задания (са
мооценка)

Готовность и
способность
обучающихся
к саморазви
тию и самооб
разованию на
основе моти
вации к обу
чению и поз
нанию

Записи в
тетради

22.09

5.Ландша
фты и при
родные
зоны Вол
гоградской
области

Комбини
рованный

Называть: ланд
шафты и приро
дные зоны обла
сти. Ландшафт
но-экологичес
кие проблемы
области.Описыва

Формирован
ие и развит
ие посредст
вом краевед
ческого зна
ния познава
тельных ин

Умение орен
тироваться в
окружающем
мире;выбират
ь целевые и
смысловые
установки в

Записи в
тетради

29.09

Ландшафты и
природные зоны
области. Отраж
ение природноклиматических
факторов в зона
льной раститель

ности. Ландшаф
тно-экологиче
ские проблемы
области

6.Жизнен
ные формы
и экологи
ческие груп
пы расте
ний Волгог
радской
области

ть отражение
природно-клима
тических факто
ров в зональной
растительности

тересов, ин
теллектуаль
ных и твор
ческих спо
собностей

своих дейст
виях и поступ
ках, принима
ть решения

Жизненные формы и экологические группы растений, грибов, лишайников области (8 Ч)
Комбини Жизненные
Описывать мор
установлен нравственно- Практичес Эссе
рованный формы и
фолого-анатоми ие причин
этическое
кая работа «Путешеств
урок
экологи ческие
ческие особен
но-следств
оценивание
Изу чение ие в живую
группы растений ности растений
енных связ природы ро
жизнен
историю»
области;Сравнив ей,постро
дного края;
ных форм
ать растения раз ение логи
растений
личных жизне
ческой цепи
на
нных форм;
рассуждени
пришкольн
Растения эколо
й при изуче
ом участке
гических групп.
нии расти
тельных
объектов ре
гиона

7.Растения
степей и по
лупустынь

Комбини
рованный
урок

Понятие«степь».
Типы степей и
полупустынь:
распространение
, приспособлен
ность к среде
обитания

Называть:типы
степей области;
растения степей,
полупустынь.Оп
исывать морфо
лого-анатомичес
кие особенности
растений степей
и полупустынь

определять
и формули
ровать цель
деятельност
и на учебн
ом занятии,
умение раб
отать по пр
едложенном
у учителе м
плану

формировани
е личного
позитивного
отношения к
себе и окру
жающему ми
ру и осозна
ние своей ро
ли в экосисте
ме

8.Жизнен
ные формы
и экологи
ческие груп
пы расте
ний степей

Урок
закреплен
ия нового
материал
а

Жизненные
формы и
экологи ческие
группы растений
степей и

Определять
жизненные
формы растений
степей, полупу
стынь

Представля
ть информа
цию в виде
конспектов,
схем, таб

Эмоциональн
о- ценностно
е отношение
к окружаю
щей среде.
Необходимо

06.10

Письменно
13.10
ответить на
вопрос Поче
му раститель
ность в степ
и богаче по
сравнению с
полупустын
ей?

Лаборатор
ная работа
«Опре
деление по
гербарию
жи

Записи в
тетради

20.10

и полупу
стынь

полупустынь

9.Растения
леса. Эколо
гические
группы рас
тений леса.

Комбини
рованный
урок

10.Лабора
торная ра
бота«Опред
еление по
ге рбарию
жиз ненных
форм и эко
ло гических
групп рас
тений леса»

Комбини
рованный
урок

11.Искусст
венные рас
тительные
сообщества

Комбини
рованный
урок

лиц.

сть ее сохран
ения и рацио
нального ис
пользования

Жизненные фор
мы (деревья, ку
старники, тра
вы) и экологичес
кие группы рас
тений леса (све
толюбивые,те
невыносливые
породы,требую
щие плодород
ной почвы и рас
тущие на обыч
ных грунтах)
Растения леса.
Экологические
группы растений
леса.

Характеризовать
жизненные
формы и
экологические
группы растений
леса

Умение ве
сти самос
тоятельный
поиск, ана
лиз, отбор
информаци
и

Формировани
е познаватель
ных интере
сов и мотиво
в, направлен
ных на изуче
ние природы
родного края

Определять по
гербарию жиз
ненные формы и
экологические
группы растений
леса

Отстаивани
е своей точ
ки зрения,
представле
ние аргуме
нтов,подтв
ерждающи
х их фактов

Готовность и
способность
обучающихся
к саморазви
тию и самооб
разованию на
основе моти
вации к обу
чению и поз
нанию

Искусственные
растительные
сообщества горо
дов и поселков

Давать характе
ристику искусст
венным растите
льным сообщес

определять
и формули
ровать цель
деятельнос

Умение орен
тироваться в
окружающем
мире;выбират

зненных
форм и
экологи
ческих
групп
растений
степей»
Подобрать
10.11
стихи о лесе.

Лаборатор
ная работа
«Оп
ределение
по
гербарию
жи
зненных
форм и
экологичес
ких групп
рас тений
леса»

17.11

Проект «
Мое дерево
« или «мой

24.11

городов и
поселков
Волгоградс
кой области

области

твам городов и
поселков облас
ти

ти на учебн
ом занятии,
умение раб
отать по пр
едложенно
му учителе
м плану

ь целевые и
смысловые
установки в
своих дейст
виях и поступ
ках, принима
ть решения

цветок»

12.Голосе
Комбини
менные ра
рованный
стения
урок
Волгоградс
кой области

Голосеменные
растения
Волгоградской
области

Называть систе
матические при
знаки голосеме
нных растений.
Распознавать и
описывать наибо
лее распростра
ненные голосеме
нные растения.
Определять по
гербарию древе
сные и кустарни
ковые породы го
лосеменных рас
тений области

Представля
ть информа
цию в виде
конспектов
, схем, таб
лиц.

Готовность и
способность
вести диалог с
другими людь
ми

Записи в
тетради

01.12

13.Расте
Комбини
ния водое
рованный
мов и солон урок
чаков.

Жизненные фор
мы и экологичес
кие группы рас
тений водоемов
и солончаков.
Растения водое
мов и солонча
ков

Называть особе
нности растений
водоемов. Распо
знавать и описы
вать наиболее
распространен
ные растения
водоемов облас
ти. Определять
жизненные фор
мы и экологичес
кие группы рас
тений водоемов.

Способнос
ть к самос
тоятельном
у приобре
тению но
вых знани
й, умений и
навыков

Готовность и
способность
вести диалог с
другими людь
ми

Сообщение
о растении
местного
водоема

08.12

Лаборатор
ная работа
«Опре
деление
жиз
ненных
форм и
экологичес
ких групп
растений
водоемов»

Основные систематические группы растений Волгоградской области. Биоразнообразие грибов и лишайников (8Ч)

14.Система
тика покры
тосеменных
растений.
Структура
определите
лей и опре
елительных
карточек
.

Урок
знакомств
а с новым
учебным
материал
ом

Видовое разно
образие расте
ний области.
Систематика.
Определители.
Признаки класс
сификации расте
ний.Характерист
ика растений.
Структура опре
делителей и оп
ределенных кар
точек

Называть:Систем
атические кате
гории растений;
Признаки класс
сификации рас
тений.Описывать
структуру опре
делителей и оп
ределенных кар
точек;Давать
характеристику
растений по пла
ну : морфологоанатомические
особенности, рас
пространение,
экология и био
логия, использо
вание и значение

Составлять
план реше
ния пробле
мы. Рабо
тая по пла
ну, сверять
свои дейс
твия с цел
ью.

Готовность и
способность
обучающихся
к саморазви
тию и самооб
разованию на
основе моти
вации к обу
чению и поз
нанию

15.Характе
ристика и
видовое раз
нообразие
растений се
мейства Ро
зоцветные.

Комбини
рованный
урок

Семейство класс
са Двудольные.
Характеристика
растений.

Описание по
плану растений
семейства Розоц
ветные.Определя
ть по определите
лю и по описа
нию растения
семейства
Розоцветные

определять
и формули
ровать цель
деятельнос
ти на учебн
ом занятии,
умение раб
отать по пр
едложенно
му учителе
м плану

Формировани
е познаватель
ных интере
сов и мотиво
в, направлен
ных на изуче
ние природы
родного края

Лабораторн
ая работа
«Характери
стика и
опреде
ление по оп
ределителя
м растений
семейства
Розоцветны
е»

Сообщение
о предста
вителях
семейства
Бобовые

22.12

16.Характе
ристика и
видовое раз
нообразие
растений
семейства
Бобовые.

Комбини
рованный
урок

Семейство класс
са Бобовые.
Характеристика
растений.

Описание по
плану растений
семейства
Бобовые.Опреде
лять по определи
телю и по описа
нию растения

Составлять
план реше
ния пробле
мы. Рабо
тая по пла
ну, сверять
свои дейс

Формировани
е основ эколо
гической кул
ьтуры, соотве
тствующей
современном
у уровню эко

Лабораторн
ая работа
«Харак
теристика и
определени
е по
определи

Нарисовать
сферы испо
льзования
растений
семейства
Бобовые

29.12

15.12

семейства
Бобовые

твия с цел
ью.

логического
мышления

телям расте
ний
семейства
Бобовые»

17.Характе
ристика и
видовое ра
знообразие
растений
семейства
Сложноцве
тные

Комбини
рованный
урок

Семейство
класса Сложноц
ветные. Характе
ристика расте
ний.

Описание по
плану растений
семейства Слож
ноцветные.
Определять по
определителю и
по описанию
растения семей
тва Сложноцвет
ные.

Строить ло
гически гра
мотные ут
верждения,
включающ
ие установ
ление при
чинно- сле
дственых
связей

Формировани
е ответствен
ного отноше
ния к учению,
уважительно
го отношения
у труду

Лабораторн
ая работа
«Харак т
ристика и
определени
е по
определи
телям расте
ний
семейства
Сложноцве
тные.»

Сообщение
о предста
вителях рас
тений семей
ств Лилей
ные и Луков
ые

12.01

18.Характе
ристика и
видовое раз
нообразие
растений
семейства
Луковые и
Лилейные

Комбини
рованный
урок

Семейство
класса Луковые
и Лилейные.
Характеристика
растений.

Описание по
плану растений
семейств Луко
вые и Лилейные.
Определять по
определителю и
по описанию рас
тения семейства
Луковые и
Лилейные .

Формирова
ние и разви
тие посред
ством крае
ведеского
знания поз
навательны
х интере
сов, интел
лектуаль
ных и твор
ческих спо
собностей

Умение орен
тироваться в
окружающем
мире;выбират
ь целевые и
смысловые
установки в
своих дейст
виях и поступ
ках, принима
ть решения

Лабораторн
ая
работа«Хар
акте
ристика и
определени
е по
определи
телям расте
ний
семейства
Луковые и
Лилейные
»

Подготовить
рассказ о
растениях
семейства
Лилейных

19.01

19.Характе
ристика, мн
огообразие
и значе ние
расте ний
семейства

Комбини
рованный
урок

Семейство
класса Мятлико
вые. Характерис
тика растений.

Описание по пла
ну растений семе
йства Мятлико
вые Определять
по определителю
и по описанию

Составлять
план реше
ния пробле
мы. Работая
по плану,
сверять сво

Готовность и
способность
вести диалог
с другими
людьми

Лабораторн
ая работа
«Харак
теристика и
определени
е по

Сообщение
об использо
вании расте
ний семейст
ва Злаковые

26.01

Мятлико
вые (Зла ки)

растения семейс
тва Мятликовые.

и дейс твия
с целью.

определи
в районе.
телям расте
ний
семейства
Мятликовы
е.

20.Съедобн Комбини
ые и ядови рованный
тые грибы
урок
Волгоградс
кой области

Съедобные и
ядовитые грибы
Волгоградской
области. Биораз
нообразие, значе
ние и охрана гри
бов области

Иметь представ
ление о многооб
разии и значении
грибов области.
Узнавать наибо
лее распростра
ненные съедоб
ные и ядовитые
грибы области

Представля
ть информа
цию в виде
конспектов,
схем, таб
лиц.

Формировани
е ответствен
ного отноше
ния к уче
нию, уважите
льного отно
шения у тру
ду

Записи в
тетради

02.02

21.Разнооб Комбини
разие лиша рованный
йников
урок
Волгоградс
кой области

Лишайники Вол
гоградской обла
сти. Биоразнооб
разие, значение
и охрана
лишайников

Иметь представл
ение о многооб
разии и значении
лишайников
области. Узнава
ть наиболее рас
пространенные
лишайники
области

Строить ло
гически гра
мотные ут
верждения,
включающ
ие установ
ление при
чинно- сле
дственых
связей

Формировани
е познаватель
ных интере
сов и мотиво
в, направлен
ных на изуче
ние природы
родного края

Записи в
тетради.

09.02

22 Живот
ные степей
и полупу
стынь

Общая характе
ристика живо
тного мира Вол
гоградской об
ласти.Животные
зональных степ
ных биотопов.

Составить
кроссворд
«Животные
нашего
края»

16.02

Урок
знакомств
а с новым
учебным
материал
ом

Животный мир Волгоградской области (4ч)
Называть основ
определять Готовность и
ные экологиче
и формули
способность
ские группы жи
ровать цель обучающихс
вотных.Определ деятельност я к саморазви
ять по таблиц ам и на учебн
тию и самооб
виды живот ных ом занятии, разованию на
степных сообще умение раб основе моти
ств. Давать харак отать по пр вации к обу
те ристику живо едложенном чению и поз
ным зональных
у учителе м нанию

23.Живот
ные древе
сно-кустар
никовых
насаждений

Комбини
рованный
урок

24.Живот
Комбини
ные водое
рованный
мов и около урок
водных
пространств

25.Защита
презентаци
й « Зоологи
ческий
музей»

Урок обо
бщения и
системати
зации
знаний

степных биотов.

плану

Животные дре
весно-кустарни
ковых насаж
дений

Называть основ
ные экологиче
ские группы жи
вотных.Определ
ять по табли цам
виды живот ных
лесных сообще
ств.Давать харак
теристику живо
тным дре веснокустарни ковых
насаждений.

определять
и формули
ровать цель
деятельност
и на учебн
ом занятии,
умение раб
отать по пр
едложенном
у учителе м
плану

Формирован
ие основ
экологичес
кой культу
ры, соответс
твующей сов
ременному
уровню эко
логического
мышления

Сообщение
на тему «
животное,
которое мне
было бы
интересно
изучить,
потому
что…»

02.03

Животные
водоемов и
околоводных
пространств

Называть основ
ные экологиче
ские группы жив
отных.Определя
ть по таблицам
виды животных
водоемов и око
ловодных биото
пов сообществ.
Давать характе
ристику живот
ным водоемов и
околоводных
биотопов.

Составлять
план реше
ния пробле
мы. Работая
по плану,
сверять
свои дейс
твия с цел
ью.

Умение орен
тироваться в
окружающем
мире;выбира
ть целевые и
смысловые
установки в
своих дейст
виях и посту
пках, прини
мать реше
ния

Презентация
« Зоологи
ческий му
зей»

16.03

Особенности
строения и жиз
недеятельности,
значение в при
роде и жизни
человека опреде
ленной экологи
ческой группы

Самостоятельно
собирать и
систематизирова
ть информацию
из различных
источников.

Формирова
ние и разви
тие посред
ством крае
ведческого
знания поз
навательны
х интересо
в, интеллек

Формирован
ие познавате
льных интере
сов и мотиво
в, направлен
ных на изуче
ние природы
родного края

Подготовить
загадки о
животных

23.03

животных

туальных и
творческих
способност
ей

Редкие и охраняемые представители флоры и фауны Волгоградской области (5)
Экологические
Приводить при
Представля Готовность и
Записи в
факторы, их вли меры изменений ть информа способность
тетради
яние на живые
в сообществах,
цию в виде вести диалог
организмы. Изме вызванных дея
конспектов, с другими
нения в сообщес тельностью чело схем, таб
людьми
твах, вызванные века.Классифици лиц.
деятельностью
ровать экологи
человека
ческие факторы.

26 Измене
ния в сооб
ществах
под воздей
ствием че
ловека

Комбини
рованный
урок

27.По стра
ницам Крас
ной книги

Комбини
рованный
урок

Основные кате
гории растений,
лишайников и
животных: исчез
нувшие виды,
уязвимые виды;
виды с неопреде
ленным
статусом.

Называть основ
ные категории
редких и охраня
емых растений,
грибов, лишай
ников. Приводи
ть примеры ред
ких и охраняе
мых растений,
грибов и лишай
ников

В диалоге с
учителем со
вершенство
вать самос
тоятельно
выбранные
критерии
оценки

Готовность и
способность
обучающихс
я к саморазви
тию и самооб
разованию на
основе моти
вации к обу
чению и поз
нанию

Сообщение
о растениях,
грибах,лиша
йниках обла
сти, занесен
ных в Крас
ную книгу

13.04

28..Охраня
емые терри
тории Вол
гоградской
области:
природные
памятники,
природные
парки,
заказники

Комбини
рованный
урок

История созда
ния, современ
ное состояние и
перспективы раз
вития сети особо
охраняемых тер
риторий облас
ти: природные
памятники, наци
ональные парки,
заказники.

Различать основ
ные категории
особо охраняе
мых территорий
области.Называт
ь особо охраняе
мые территории
области.Объясня
ть необходимо
сть создания ус
ловий для охра
ны органичес

определять
и формули
ровать цель
деятельност
и на учебн
ом занятии,
умение раб
отать по пр
едложенном
у учителе м
плану

Формирован
ие основ эко
логической
культуры,
соответству
ющей совре
менному уро
вню эколо
гического
мышления

Подобрать
материал о
памятниках
природы

20.04

06.04

кого мира своей
области.
29.Лаборато Комбини
рная работа рованный
«Определе
урок
ние и описа
ние редких
и охраняем
ых растени
й, грибов,ли
шайников и
животных
области.

Определение и
описание редких
и охраняемых
растений, гри
бов, лишайников
и животных
области

Определять и
описывать ред
кие и охраняе
мые растения,
грибы, лишай
ники и живот
ных области

В диалоге с
учителем со
вершенство
вать самос
тоятельно
выбранные
критерии
оценки

Умение орен
тироваться в
окружающем
мире;выбира
ть целевые и
смысловые
установки в
своих дейст
виях и посту
пках, прини
мать реше
ния

29.Биотопо
нимика
Волгоградс
кой области

Комбини
рованный
урок

Связь региональ
ного биоразнооб
разия с географи
ческими названи
ями на карте об
ласти. Народные
названия расте
ний, животных и
грибов области,
их происхожде
ние.

Находить на
карте топонимы,
связанные с био
разнообразие и
этнографией
региона.

Формирова
ние и развит
ие посредст
вом краевед
ческого зна
ния познава
тельных ин
тересов, ин
теллектуаль
ных и твор
ческих спо
собностей

Формирован
ие познавате
льных интере
сов и мотиво
в, направлен
ных на изуче
ние природы
родного края

30.Экскур
сия в лес
(парк)

Урок пра
ктическо
го исполь
зования

Биоразнообразие Оформлять резу
биотопов
льтаты экскур
сий с помощью
графиков, таб
лиц,диаграмм.

Экскурсии (4ч)
анализ рас
формировани
тительных и е личного по
животных
зитивного от
объектов ре ношения к се
гиона с це
бе и окружа

Лабораторн
ая работа
«Определе
ние и
описание
ре дких и
охран
яемых
расте ний,
грибов,
лишайнико
ви
животных
Волгоградс
кой
области»

27.04

Подобрать
народные
названия
растений,
животных и
грибов

27.04

Подготовить
отчет по
экскурсии

18.05

знаний

Формулировать
выводы на осно
ве собранного
материала

лью их изу
чения;

ющему миру
и осознание
своей роли в
экосистеме

30. Экскур
сия на водо
ем

Урок пра
ктическо
го исполь
зования
знаний

Подготовить
отчет по
экскурсии

18.05

31. Экскур
сия в степь

Урок пра
ктическо
го исполь
зования
знаний

Подготовить
отчет по
экскурсии

25.05

31.Экскурс
ия на при
школьный
участок

Урок пра
ктическо
го исполь
зования
знаний

Подготовить
отчет по
экскурсии

25.05


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».