Рабочая программа по изобразительному искусству
6 класс
Пояснительная записка
Общая характеристика предмета
Рабочая программа по искусству ИЗО составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего
образования примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству применительно к авторской программе Б.Н.
Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной под руководством и редакцией народного художника России,
академика РАО Б. М. Неменского (Издательство «Просвещение» 2012 год издания).
Программа «Изобразительное искусство» в VI классе рассчитана на 34 часа из расчета 1 учебный час в неделю При этом в ней предусмотрен резерв
свободного учебного времени в объеме 14 учебных часов (или 10 %) для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм
организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.
.
Общая характеристика предмета.
Рабочая программа «Искусство в жизни человека», составленная на основе программы ««Изобразительное искусство и художественный труд» является
целостным интегрированным курсом, который включает в себя все основные виды искусства: живопись, графику, скульптуру. Они изучаются в
контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:
конструктивного, изобразительного и декоративного.
Эти три вида художественной деятельности являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на следующие виды:
изобразительные искусства — живопись, графика, скульптура; конструктивные искусства — архитектура, дизайн; различные декоративно-прикладные
искусства. Одновременно каждый из трех видов деятельности присутствует при создании любого произведения искусства и поэтому является основой
для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, членимую не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу вида
художественной деятельности. Выделение принципа художественной деятельности акцентирует внимание не только на произведении искусства, но и на
деятельности человека, на выявлении его связей с искусством в процессе ежедневной жизни.
Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое
привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания
окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к
действительности должно служить источником развития образного мышления.
Одной из главных целей преподавания искусства становится задача развития у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в
себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.
Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по
памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ
товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного
материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений.
Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Средства художественной
выразительности — форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция — осваиваются
учащимися на всем протяжении обучения.
При всей предполагаемой свободе педагогического творчества необходимо постоянно видеть ясную структурную цельность программы, цели и задачи
каждого года и каждой четверти, обеспечивающие поступательность развития учащихся.
Основы эстетического восприятия и изобразительной культуры
Изобразительное искусство и его виды. Изобразительное искусство как способ познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира,
мыслей и чувств человека. Виды живописи (станковая, монументальная, декоративная), графики (станковая, книжная, плакатная, промышленная),
скульптуры (станковая, монументальная, декоративная, садово-парковая), декоративно-прикладного и народного искусства, дизайна и архитектуры.
Жанры изобразительного искусства (натюрморт, пейзаж, портрет, бытовой, исторический, батальный, анималистический).
Художественный образ и художественно-выразительные средства (специфика языка) живописи, графики и скульптуры: тон и тональные отношения,
колорит, цвет и цветовой контраст, линейная и воздушная перспектива, пропорции и пропорциональные отношения, фактура, ритм, формат и
композиция1.
Художественные материалы и возможности их использования.
На занятиях происходит освоение учениками различных художественных материалов (краски гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель,
пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы), инструментов (кисти, стеки, нож ницы и т. д.), а также художественных техник
(аппликация и коллаж, монотипия, ленка, бумагопластика и др.).
От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов
деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования
личности ребенка.
В тематическом плане реализуется базовый уровень модифицированной программы «Искусство вжизни человека», под ред. Б.М. Неменского, 34 часа.
С учетом уровневой специфики классов выстроена система учебных занятий , спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения..
Тематический план предусматривает разные варианты дидактическо-технологического оснащения, включает ПК, электронную энциклопедию,
медиатеку и т.п.
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств,
реализуемых с помощью компьютера: электронная энциклопедия, электронная версия музеев мира..
Программа предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.
Коллективные формы работы могут быть разных видов: работа по группам; индивидуально-коллективный метод работы, когда каждый выполняет свою
часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг
друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и
уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа— это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее
раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.
Необходимо постоянно уделять внимание и выделять время на обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности,
оригинальности. Обсуждение работ активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.
Периодическая организация выставок лает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха.
Программное содержание.
№
п/п
1
2
3
4
Разделы
Виды изобразительного
искусства и основы их
образного языка.
Мир наших вещей.
Натюрморт.
Вглядываясь в человека.
Портрет в изобразительном
искусстве.
Человек и пространство в
изобразительном искусстве.
Итого:
Количество
часов
9
7
10
8
34
Виды изобразительного искусства и основы их образного языка (9 часов). Изобразительное искусство в семье пластических искусств. Рисунок
– основа изобразительного искусства. Пятно в изобразительном искусстве. Роль пятна в изображении и его выразительные возможности. Композиция как
ритм пятен. Тональная шкала. Цвет. Основы цветоведения. Основные и дополнительные цвета. Цветовой контраст. Цвет в произведениях живописи.
Объемные изображения в скульптуре. Связь объема с окружающим пространством и освещением. Художественные материалы в скульптуре и их
свойства: глина, камень, металл, дерево о др. Основы языка изображения.
Мир наших вещей. Натюрморт (7 часов). Художественное познание: реальность и фантазия. Условность и правдоподобие в изобразительном
искусстве. Выразительные средства и правила изображения. Изображение предметного мира – натюрморт. натюрморт в живописи, графике, скульптуре.
Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира. Линейные, плоскостные и объемные формы. изображение предмета на плоскости и линейная
перспектива. Правила объемного изображения геометрических тел. Освещение. Свет и тень. Свет как средство организации композиции в картине.
Натюрморт в графике. Цвет в натюрморте. Композиция и образный строй в натюрморте: ритм пятен, пропорций, движение и покой, случайность и
порядок. Выразительные возможности натюрморта.
Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве (10 часов). Образ человека – главная тема искусства. Изображение человека в
искусстве разных эпох. История возникновения портрета. Конструкция головы человека и ее пропорции. изображение головы человека в пространстве.
Поворот и ракурс головы. Графический портретный рисунок и выразительность образа человека. Портрет в скульптуре. Выразительные возможности
скульптуры. Сатирические образы человека. Художественное преувеличение. Сатирические образы в искусстве. Карикатура. Дружеский шарж. Образные
возможности освещения в портрете. Портрет в живописи. Роль цвета в портрете. Цвет как выражение настроения и характера героя портрета. Великие
портретисты.
Человек и пространство в изобразительном искусстве (8 часов). Жанры в изобразительном искусстве. Изображение пространства. Виды
перспективы в изобразительном искусстве. Движение фигур в пространстве. Правила линейной и воздушной перспективы. Пейзаж как самостоятельный
жанр в искусстве. . Организация изображаемого пространства. Пейзаж – настроение. Природа и художник. Природа как отклик переживаний художника.
Роль колорита в пейзаже. Городской пейзаж. Разные образы города в истории искусства и в российском искусстве XX в
Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса(базовый уровень0
Формирование художественных знаний, умений и навыков предполагает, что
учащиеся должны знать:
о месте и значении изобразительных искусств в культуре: в жизни общества и жизни человека;
о существовании изобразительного искусства во все времена истории; иметь представления о множественности образных языков изображения и
особенностях видения мира в разные эпохи;
о взаимосвязи реальной действительности и её художественного изображения в искусстве, её претворении в художественный образ;
основные виды и жанры изобразительных искусств; иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта в
истории искусства;
ряд выдающихся художников и произведений искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве;
особенности творчества и значение в отечественной культуре великих русских художников – пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта;
основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве: линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива;
о ритмической организации изображения и богатстве выразительных возможностей;
о разных художественных материалах, художественных техниках и их значении в создании художественного образа.
Учащиеся должны уметь:
пользоваться красками (гуашь и акварель), несколькими графическими материалами, обладать первичными навыками лепки, использовать
коллажные техники;
иметь навыки конструктивного видения формы предмета, владеть первичными навыками плоского и объёмного его изображения, а также группы
предметов; знать общие правила построения головы человека; пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы;
видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с
натуры, по представлению и по памяти;
иметь опыт творческой композиционной работы в разных материалах с натуры, по памяти и по воображению;
иметь опыт активного восприятия произведений искусства и аргументированного анализа разных уровней своего восприятия, иметь навыки
понимания изобразительной метафоры и целостной картины мира, присущей произведению искусства.
Учащиеся должны быть способны решать следующие жизненно-практические задачи:
восприятия и оценки произведений искусства;
самостоятельной творческой деятельности: в рисунке и живописи ( с натуры, по памяти, по представлению).
владеть компетентностями: коммуникативной, личностного саморазвития, ценностно-ориентированной, рефлексивной.
Цели программы:
развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти,
эмоционально-эстетического восприятия действительности;
воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных
средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры,
архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;
овладение умениями и навыками художественной деятельности, изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению,
воображению);
формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные
особенности.
Личностные, метапредметные, предметные результаты изучения предмета
Личностные:
в ценностно-ориентационной сфере:
– осмысленное и эмоционально-ценностное восприятие визуальных образов реальности и произведений искусства;
– понимание эмоционального и аксиологического смысла визуально-пространственной формы;
– освоение художественной культуры как сферы материального выражения духовных ценностей, выраженных в пространственных формах;
– воспитание художественного вкуса как способности эстетически чувствовать, воспринимать и оценивать явления окружающего мира и искусства;
в трудовой сфере:
– овладение основами культуры практической работы различными материалами и инструментами в бытовой и профессиональной деятельности, в
эстетической организации и оформлении бытовой и производственной среды;
в познавательной сфере:
– развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;
– овладение средствами художественного изображения, для развития наблюдательности реального мира, способности к анализу и
структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки.
Метапредметные:
в ценностно-ориентационной сфере:
– формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;
– воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах
предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;
– умение воспринимать и терпимо относиться к другой точке зрения, другой культуре, другому восприятию мира;
в трудовой сфере:
– обретение творческого опыта, предопределяющего способность к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;
– умение подходить эстетически к любому виду деятельности;
– готовность к осознанному выбору;
в познавательной сфере:
– развитие художественно-образного мышления как неотъемлемой части целостного мышления человека;
– формирование способности к целостному художественному восприятию мира;
– развитие фантазии, воображения, интуиции, визуальной памяти;
–получение опыта восприятия и аргументированной оценки произведения искусства как основы формирования навыков коммуникации.
В области предметных результатов общеобразовательное учреждение предоставляет ученику возможность на ступени основного общего
образования научиться:
в ценностно-ориентационной сфере:
– эмоционально-ценностно относиться к искусству и жизни, осознавать и принимать систему общечеловеческих ценностей;
– воспринимать мир, человека, окружающие явления с эстетических позиций;
– активно относиться к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;
– уважать культуру своего Отечества, выраженную в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и
пространственной среды и понимании красоты человека;
– воспринимать и терпимо относиться к другой точке зрения, другой культуре, другому восприятию мира;
в познавательной сфере:
– художественно познавать мир, понимать роль и место искусства в жизни человека и общества;
– понимать и уметь использовать основы изобразительной грамоты, специфику образного языка и средств художественной выразительности
разных видов пластических искусств;
– воспринимать и интерпретировать тему, сюжет и содержание произведений изобразительного искусства;
в коммуникативной сфере:
– ориентироваться и самостоятельно находить необходимую информацию по культуре и искусству в словарях, справочниках, книгах по искусству,
в электронных информационных ресурсах;
– диалогически подходить к освоению произведения искусства;
– понимать разницу между элитарным и массовым искусством, оценивать достоинства и недостатки произведений с эстетических позиций;
в трудовой сфере:
– применять различные художественные материалы, техники и средства художественной выразительности в собственной художественнотворческой деятельности и в оформлении быта (интерьера, одежды, украшений, предметов)
Способы контроля и оценивания образовательных достижений
Критерии оценки устной формы ответов учащихся:
1.
Активность участия.
2.
Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
3.
Самостоятельность.
4.
Оригинальность суждений.
Критерии оценки творческой работы:
Общая оценка работы обучающегося складывается из совокупности следующих компонентов:.
1.
Владение композицией: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы
между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
2.
Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в
выполнении задания.
3.
Общее впечатление от работы. Творческий подход учащегося. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство
меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.
Формы контроля уровня обученности:
1.
Викторины
2.
Кроссворды
Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ
Тематический план ориентирован на использование :
учебников:
Неменская, Л.А. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека», - М. ; Просвещение, 2012, 159 с.
Сокольникова, Н.М. Основы рисунка. Ч.1. – Обнинск; Титул, 1994;
Сокольникова, Н.М. Основы живописи. Ч.2. – Обнинск; Титул, 1994;
Сокольникова, Н.М. Основы композиции. Ч.3. – Обнинск; Титул, 1994;
Дополнительных пособий для учителя:
Пономарев, А.М. Школа изобразительного искусства. М. ; Просвещение, 1998;
Рылова, Л.Б.Изобразительное искусство в школе. – Ижевск, 1998;
Колокольников, В.В. Рисование в педагогическом училище. – М. ; Просвещение, 1965;
Ростовцев, Н.Н. Методика преподавания ИЗО в школе. М. ; Arap, 1998;
Фомина, Н.Н. ИЗО и художественный труд. 5-8 классы. – М. Просвещение, 1995;
Дополнительных пособий для учащихся:
Вачьянц, А.М. Звучащее безмолвие, или Основы искусствознания. – М.ООО «Фирма МХК», 2000
С учетом каникулярного времени и праздничных дней в 2016-2017 учебном году рабочая программа по ИЗО в 6 классе,
рассчитанная на 1 час в неделю (34 часа в год) будет реализована в полном объеме за 33 часа в год.
Календарно – тематическое планирование «Изобразительное искусство»
6 класс 1 час в неделю - 34 часа в год.
по программе Б.М. Неменского
№
Тема урока
Кол-во
часов
Планируемы результатты
Тип
урока
предметные
1
Изобразительно
е искусство в
семье
пластических
искусств
1
Урок
изучен
ия
новых
знани
й.
метапредметные
Характеристика,
деятельность
учащихся
Домашнее
задание
план
личностные
Виды изобразительного искусства и основы образного языка. 1 четверть
• осознание
Ценностно• воспитание патриотических
Традиционныеобра
древних корней,
ориентационные с
чувств, чувства гордости за
зы в народном
места и значения
УУД
свою Родину,
искусстве, которые
уникального
• умение осознавать
многонациональный народ
следует раскрывать
народного
народное
России, освоение древних
как память народа.
(крестьянского)
(крестьянское)
корней искусства своего
Специфика
прикладного
прикладное
народа; воспитание бережного
образного языка
искусства в жизни
искусство как
отношения к рукотворным
народного
отдельного
единый образ
памятникам старины, к
(крестьянского)
человека и
цельного и
поликультурному наследию
прикладного
сообщества людей,
стройного мира,
нашей страны, осознание себя
искусства,
территориально
несущий
гражданами России,
семантического
связанных между
упорядоченность
ответственными за сохранение
значения
собой;
космоса, постигать
народных художественных
традиционных
• знание и
народные
традиций, спасение
образов (древо
понимание
представления о
культурных ценностей;
жизни, мать-земля,
специфики
красоте,
• формирование уважительного конь, птица,
образного языка
мироздании,
и доброжелательного
солярные знаки)
народного
которые «были и
отношения к традициям,
Задание: найти к
(крестьянского)
мирочувствованием
культуре другого народа,
предложенным
прикладного
и самой жизнью»
готовности достигать
реальным
дата
Найти и
принести
материал с
изображением
деревянного
резного узорочья
русских изб
факт
искусства,
семантического
значения
традиционных
образов (древо
жизни, мать-земля,
конь, птица,
солярные знаки);
• умение выявлять в
произведениях
крестьянского
прикладного
искусства тесную
связь утилитарнофункционального и
художественнообразного начал,
конструктивного,
декоративного и
изобразительного
элементов, формы и
декора,
использовать эти
знания в
практической
деятельности;
• освоение в
практических
формах работы
образного языка
произведений
крестьянского
прикладного
искусства, его
специфики, а также
приобретение
опыта выполнения
условного,
лаконичного
декоративнообобщённого
(М. А. Некрасова);
понимание ценности
памятников
крестьянского
искусства для
зрителя XXI века
• умение
ориентироваться в
традиционном
крестьянском
бытовом искусстве, в
вопросах
поликультурного
характера,
отражающих
единство и
многообразие
культур народов
России; умение
сравнивать,
объяснять, в чём
отличие, жилища,
одежды народов
Русского Севера и
Закавказья, иных
регионов России;
• умение
самостоятельно
определять цели и
задачи в учёбе,
планировать пути
достижения цели,
приобре-тать
основы умения
учиться, развивать
интерес к
познавательной
деятельности,
например, через
более глубокое
освоение
взаимопонимания при
обсуждении спорных вопросов;
• формирование
ответственного отношения к
обучению и познанию
искусства, готовности и
способности к саморазвитию и
самообразованию;
• развитие эстетической
потребности в общении с
народным декоративноприкладным искусством,
творческих способностей,
наблюдательности, зрительной
памяти, воображения и
фантазии, эмоциональноценностного отношения к
народным мастерам и их
творениям, коммуникативных
навыков в процессе совместной
практической творческой
деятельности
изображениям
декоративнообобщенные
решения в
нескольких
вариантах
изображения в
опоре на
существующие
народные
традиции;
• приобретение
опыта выполнения
декоративной
работы, творческих
проектов, эскизов
(деревянная утварь,
надомная резьба,
орнамент вышивки,
украшение
женского
праздничного
костюма и т. д.) на
основе народной
традиции в
различных
художественных
материалах и
техниках;
2.
Рисунок основа
изобразительног
о творчества
1
3.
Линия и ее
выразительные
возможности
1
Урок
форм.
нов.ум
ений
Урок
форм.
нов.ум
ений
программного
материала
(возможная
тематика:
«Традиционные
образы народного
искусства — солнце,
древо, птица, конь
— в картинах,
народных сказках и
песнях»,
«Искусства, которые
объединяют образ
народного
праздника» и т. д.),
умение выявлять
родство, близость
орнамента народной
вышивки с
памятниками устнопоэтического
творчества
(народные песни,
былины),
выстраивание связей
между смежными
предметными
областями
(литература,
история, география);
• умение осознанно
выбирать наиболее.
• умение определять
способы действия в
рамках
необходимых
требований,
Крестьянский дом
как
художественный
образ,
отражающий
оценивать результат
— художественный
«ответ» — на
поставленную
учебную задачу, его
соответствие задаче,
умение адекватно
воспринимать
оценку учителя и
сверстников.
4.
Пятно, как
средство
выражения.
Композиция как
ритм пятен.
1
комб
взаимосвязь
большого космоса
(макрокосма) и
мира человека.
Задание:
Украшение
готовых элементов
декоративного
убранства избы
(причелины,
полотенце,
фронтон,
наличники)
традиционными
образами,
мотивами, которые
затем собираются в
целостную
композицию
«Русская изба».
Вариант задания:
Украшение
(индивидуально
или в группах)
детали наличника
(более крупных
размеров), которые
можно
использовать как
декоративные
элементы
оформления
праздника.
Организация,
мудрое устроение
человеком
внутреннего
пространства избы.
Задание:
Обобщенное
изображение
Найти
репродукции
произведений
искусства,
фотографии,
иллюстрации к
детским
книжкам с
крестьянского
интерьера.
5.
Цвет. Основы
цветоведения.
1
Комб.
6.
Цвет в
произведениях
1
Урок
изучен
Знакомство с
крестьянским
бытовым
искусством,
которое
необыкновенное
обогащало
жизненный уклад
русского
крестьяниназемледельца.
Предметы
крестьянского быта
и труда. Древние
знаки-символы в
декоре.
Деревянная посуда.
Особенности
пластической
формы, её
«скульптур-ность»,
единство
конструктивного,
декоративного и
изобразительного
элементов в
образном строе
вещи.
Задание: Эскиз
украшения любого
предмета
крестьянского быта
(прялка, ковш, ).
Особенность
русского орнамента
изображением
крестьянской
деревянной
посуды, прялок и
других
предметов труда.
Найти
изображения
орнаментов
русской
вышивки
Найти
изображения
живописи.
7.
Объемные
изображения в
скульптуре.
ия
новых
знани
й.
1
Урок
изучен
ия
новых
знани
й.
и его построения.
Символика формы
и цвета в орнаменте
русской вышивки.
Задание:
Выполнить эскиз
орнамента
вышивки на
полотенце
Традиционная
одежда разных
народов. Черты
национального
своеобразия.
Одежда как
функциональная
вещь и как
выражение
народных
представлений о
красоте. Идеал
женской красоты
на Руси. Народная
праздничная
одежда разных
губерний России.
Северорусский и
южнорусский
комплекс одежды.
Крестьянский
костюм – образная
модель мира,
мироздания.
Задание:
Выполнение эскиза
народного
праздничного
костюма районов
России.
женщин и
мужчин в
народных
костюмах, а
также отдельные
детали костюмов
на открытках,
фотографиях, в
иллюстрациях к
детским книгам,
в Интернете
Найти
иллюстративный
и литературный
материал к теме
«Народные
праздники».
8.
Основы языка
изображения.
1
Урок
обобщ
ения и
систи
матиза
ция.
9.
Реальность и
фантазия в
творчестве
художников.
1
комб
Своеобразие и
уникальность
языка, образного
строя народного
(крестьянского)
прикладного
искусства.
Гармония человека
с природой.
Календарный
народный праздник
как некое событие
в жизни людей,
связанных с
землёй, как способ
участия человека в
событиях природы.
Задание: Беседаобобщение.
• осознание места и
значения
современных
народных
художественных
промыслов в
современной
жизни,
формирование
эмоциональноценностного
отношения к
произведениям
ведущих центров
художественных
промыслов России;
• знание ведущих
центров
художественных
промыслов России,
Мир наших вещей II четверть
• умение оценивать
• воспитание российской
искусство
гражданской идентичности,
современных
чувства гордости за
народных
традиционное
художественных
искусство своегонарода
промыслов как часть и других народов России,
культуры народа,
усвоение традиционных
как самобытную
ценностей
предметномногонационального народа
преобразовательную России;
творческую
приобретение представлений
деятельность,
обособенностях ведущих
связанную с
центровнародныххудо
традициями;
жественных промыслов
умение сознавать
России,
народные
их значении в
художественные
современной жизни;
промыслы как
• формирование готовности и
прошлое в
способности учащихся
настоящем,
кобучению,с
Повторение
«История
игрушки».
Народная глиняная
игрушка.
Живучесть в ней
древнейших
образов: коня,
птицы, бабы.
Сравнительный
анализ
разнообразных по
форме игрушек,
принадлежащих
разным промыслам
(пластическое
своеобразие).
Приёмы работы,
связанной с
созданием
Посмотреть
образцы
традиционных
промыслов
(Гжель, Городец,
Хохлома и др.),
найти в книгах,
журналах, в
Интернете
познавательный
материал об
истории их
возникновения и
современном
развитии.
их особенностей;
умение
распознавать,
сопоставлять,
анализировать
произведения
разных
художественных
промыслов,
обнаруживать в них
общее (верность
народной традиции,
природное начало)
и особенное
(особенность
росписи, цветового
строя, элементов
орнамента, их
выстраивания в
изобразительнодекоративную
композицию),
умение выявлять в
произведениях
традиционных
промыслов
единство
материала, формы и
декора, элементов
декоративности,
конструктивности и
орнаментальное как
принципа
изобразительной
композиции;
• приобретение
опыта выполнения
эскизов или
моделей игрушки в
соответствии с
традициями
обращенном в
будущее и
осуществляющем
связь времён;
• умение осознанно
действовать в
соответствии с
планируемыми
результатами,
определять способы
действий,
осуществлять
контроль своей
деятельности в
процессе
достижения
результата, давать
ей оценку;
• умение на основе
сравнительного
анализа
произведений
делать обобщения,
классифицировать
их по
принадлежности к
тому или иному
современному
традиционному
промыслу;
• умение творчески
сотрудничать со
сверстниками в
процессе
выполнения
коллективных
творческих работ и
исследовательских
проектов, строить
продуктивное
общение,
амообразованию
наоснове мотивации
(участие в поисковой
работе по сбору
иклассификации материала
по народным
художественным промыслам,
не включённого для
изучения на уроке);
• формирование целостного
взгляда
на мир народного искусства:
крестьянское бытовое
искусство
и современные народные
промыслы,
которые объединяет верность
традиции какнезыблемому
закону
народного творчества;
• формирование умения вести
диалог,обсуждать вопросы,
связанные
ссовременными народными
промыслами
разныхрегионов России и
ближайшего зарубежья,
достигая взаимопонимания
со сверстниками —
представителями
другихнациональностей,
сохраняя
уважительное отношение
друг к другу;
выразительной
пластической
формы в традиции
одного из
промыслов. Образ
народного мастера.
Место и значение
современных
народных
художествен-ных
промыслов в
современной
жизни.
Задание (1 урок):
Создать
пластическую
форму игрушки, не
подражая, не
копируя, а
привнося в неё
своё, новое.
Задание (2 урок):
Роспись игрушки
(основные
элементы
геометрического
орнамента,
цветовое решение,
композиционное
решение
различных
народных
промыслов
глиняной игрушки,
передача
особенностей
формы,
традиционной
орнаментики и
колористики;
межличностные
отношения,
распределять роли
в соответствии с
индивидуальными
особенностями
учеников, разрешать
конфликты и т. д.;
• умение
реализовать себя в
разных
направлениях
внеурочной
деятельности
(экскурсии,
школьные
олимпиады по
декоративноприкладному
искусству, диспуты,
беседы и т. д.),
применять
полученные на
уроках навыки
декоративного
творчества в жизни
школы
• умение
ориентироваться в
современных
художественных
промыслах России,
не включённых в
программное
содержание,
отмечать в них
характерные
особенности, черты
10.
Изображение
предметного
мира.
Натюрморт.
1
комб
Разнообразие
скульптурных форм
посуды, мелкой
пластики. Единство
формы и декора.
Орнаментальные и
декоративносюжетные
композиции
росписи. Техника
росписи.
11.
Понятие форм.
Многообразие
форм
окружающего
мира.
1
комб
Графическиживописные
приёмы письма.
Взаимосвязь
конструктивного,
изобразительного и
декоративного
элементов в
изделиях
городецких
мастеров
• формирование
эстетического
сознания(эстетически
епотребности,
эстетический вкус,эстетические
чувства,
эстетический идеал)через
освоение особенностей
совреенных
художественных
промыслов
какформы народного
творчества,
воспроизводящего е
динство человека
с природой, необходимые
человечеству ценности
Искусство Гжели,
истоки и
современное
развитие
промысла.
Элегантноизысканная
красота сочетания
синего и белого.
Соотнесение
изображения
произведений
народных
мастеров,
отдельных
фрагментов
росписи с образами
природы.
Кратковременны
е упражнения на
основе
гжельского
кистевого мазка.
Роспись
посудной формы
под Гжель
Искусство
Городца, истоки и
современное
развитие
промысла.
Наиболее
распространённые
мотивы росписи
(городецкие цветы
– розы, купавки с
симметричными
Создание эскиза
предмета и его
украшение по
мотивам
городецкой
росписи. Задание
в рабочей
тетради (стр. 15).
национального
своеобразия,
единство с
природой, связь
элементов
орнамента с
местными
народными
традициями;
1
комб
Сохранение
крестьянских
традиций в
творчестве
современных
мастеров, связь
времен в народном
искусстве. Главный
мотив хохломской
росписи- травка.
Образы хохломских
птиц и их травное
узорочье.
13.
1
Урок
форми
рован
ия
новых
умени
й.
14.
1
Урок
изуч.н
ов.зна
ний
• приобретение
опыта проектной
деятельности по
углублённому
изучению
современных
народных
художественных
промыслов, не
входящих
• приобретение
элементарных
навыков
декоративной
росписи в опоре на
существующие
традиции в
12.
Изображение
объема на
плоскости,
линейная
перспектива.
листьями; конь,
птица).
Характерная
цветовая гамма.
Искусство
Жостово, истоки и
современное
развитие
промысла.
Разнообразие
растительного
орнамента, его
связь с образом
плодородной
земли. Повторение
(древние символы
плодородия).
Обобщение
представлений,
полученных в
процессе всего
знакомства с
народным
искусством.
:Миниупражнения на
освоение
элементов
травного узора.
Роспись
придуманной
интересной
формы на
тонированной
бумаге в живой
импровизационн
ой манере под
хохлому
процессе
восприятия и
практического
освоения
отдельных
элементов, их
неповторимого
своеобразия,
последовательности
выполнения
росписи, её
цветового строя;
содержание уроков
15.
Цвет в
натюрморте.
1.
Урок
форми
рован
ия
новых
умени
й.
Урок
обобщ
ения.
16.
Выразительные
возможности
натюрморта.
(обобщение)
1.
17.
Образ человекаглавная тема в
искусстве.
1
Урок
форми
рован
ия
новых
знани
й.
18.
Конструкция
головы человека
и ее пропорции.
1
Урок
изучен
ия
Вглядываясь в человека . III четверть
• осознание роли
• умение
• воспитание уважения и
декоративноориентироваться в
интереса к художественной
прикладного
широком
культуре других стран и
искусства разных
зрительном
народов, в частности к
стран и времён в
материале — в
классическому декоративножизни человека и
произведениях
прикладному искусству —
общества, его
классического
сокровищнице мировой
социальных
профессионального
цивилизации;
функций;
декоративноприкладного
искусства разных
стран, эпох,
• расширение
приобретение
• формирование целостного,
представлений о
основы для
социально ориентированного
многообразии форм адекватного
видения предметного мира
Место и роль
декоративноприкладного
искусства в жизни
человека и
общества, его
социальные
функции
Многообразие
форм и декора в
произведениях
новых
знани
й.
и декора в
произведениях
классического
декоративноприкладного
искусства,
художественнопознавательного,
культурного
кругозора
19.
Изображение
головы человека
в пространстве.
1
комб
• умение выявлять
образносмысловую,
социальную
окрашенность в
образном строе
произведений
декоративноприкладного
искусства (костюм,
украшения,
предметы быта) в
процессе
восприятия,
соотносить
образный строй
костюма как
социального знака с
положением его
хозяина
20.
Графический
портретный
рисунок и
выразительный
образ человека.
1
комб
понимать
символический
характер языка
герба как
отличительного
знака,
символическое
восприятия
декоративной
формы вещи в её
содержательносмысловой
наполненности,
умение реализовать
приобретённые
знания, умения и
навыки во
внеурочной
деятельности
• умение принимать
необходимые
решения,
осуществлять
осознанный выбор
объектов
изображения,
художественных
материалов,
направлений
поисковой
деятельности,
содержательного
искусствоведческого
и познавательного
материала,
проливающего свет
на предмет изучения
классического
декоративноприкладного
искусства
«Чем значимы и
интересны
произведения
декоративноприкладного
искусства других
стран и эпох для
классического декоративноприкладного искусства,
позволяющего Воспринимать
предметы, вещи, их
эстетические достоинства не
обособленно, а в контексте
своего времени;
• формирование активного и
заинтересованного отношения
к познанию, а также
готовности и способности
обучающихся к
самообразованию на основе
мотивации и осознания
творчества как созидательной,
преобразующий мир
деятельности человека;
• развитие эстетического
сознания через освоение
художе
ственногонаследия народов
мира ипрактическую
художественно-творческую
деятельность;
класси-ческого
декоративноприкладного
искусства.
значение
изобразительных
элементов и цвета в
искусстве
геральдики;
современного
человека?» и т. д.);
21
22..
Портрет в
скульптуре.
1
комб
• умение
распознавать по
стилистическим
особенностям
образного строя
произведения
декоративноприкладного
искусства
систематизировать
зрительный
материал по
художественностилистическим и
социальным
признакам;
(посещение
выставок,
организация и
проведение
выставок
творческих работ по
теме данного
раздела для
младших
школьников,
родителей, участие в
разнообразных
формах обсуждений
по данной тематике
23.
Сатирические
образы
человека.
1
комб
• приобретение
опыта работы над
совместным
творческим
проектом (создание
декоративноживописной
композиции
• умение
организовывать
учебное
сотрудничество и
совместную
деятельность с
учителем и
сверстниками;
умение работать
индивидуально и в
коллективе
(выполнение
коллективной
работы «Бал во
дворце»), находить
общее решение на
основе согласования
позиций,
• формирование
коммуникативных навыков в
процессе
сотрудничества с
учителем исверстниками
привыполнении коллективных
работ, организации итоговой
выставки детского творчества,
подготовке совместного
театрализованного праздникаспектакля
отражающих
индивидуальные
интересы учащихся
Образные
возможности
освещения в
портрете.
Портрет в
живописи.
1.
Комб.
1.
26.
27.
28.
Роль цвета в
портрете.
Великие
портретисты.
(обобщении)
2.
Урок
изучен
ия
новых
знани
й.
Комб.
1.
Урок
(обоб
щ)
29.
Жанры в
изобразительно
м искусстве
1
Урок
изучен
ия
новых
знани
й.
24.
25.
Человек и пространство в изобразительном искусстве IV четверть
• понимание места
• умение
• воспитание эмоциональноСовременное
и значения
ориентироваться в
ценностного, эстетического
декоративносовремен-ного
многообразии
отношения к современному
прикладное
декоративного
проявлений
декоративно-прикладному
искусство как
искусства в жизни
образного языка
искусству, уважения к
область дерзкого и
человека и общест- современного
творчеству профессиональных
широкого
ва, знание
декоративнохудожников, интереса и
экспериментировани
разнообразных
прикладного
потребности в общении с
я с формой,
видов
искусства; умение
произведениями современного
объемами, цветом,
современного
отмечать смелые
искусства и к декоративному
фактурой материала.
декоративного
образные решения в творчеству
Место и значение
творчества, матери- разных видах
современного
алов, техник
декоративного
декоративного
(художественное
творчества;
искусства в жизни
стекло, керамика,
формирование
человека и
ковка, литьё,
понимания красоты
общества.
гобелен, роспись по современными
ткани и т. д.);
мастерами
расширение
декоративнообщекультурного
прикладного
художественноискусства;
познавательного
кругозора;
30.
Изображение
пространства.
1
Урок
форми
рован
ия
новых
умени
й.
• осознание
богатых
возможностей
современного
пластического
языка, а также
различий в
творчестве
художника,
работающего в
области
современного
декоративного
искусства и в
области
традиционного
декоративноприкладного
искусства
• выработка
сознательного
критического
отношения к низким
образцам массовой
культуры, т. Е. к
китчу;
• осознание своей
роли и
возможностей в
преображении
окружающего мира,
овладение базовыми
знаниями и
умениями,
алгоритмом
операциональных
действий при
выполнении работы
в материале (для
украшения своей
школы, дома и
т. Д.);
• развитие образноассоциативного мышления как
формы освоения мира,
творческих способностей,
эстетических чувств,
зрительной памяти, фантазии и
воображения;
• формирование целостной
картины мира средствами
декоративно-прикладного
искусства во всём
многообразии его проявлений
(художественное стекло,
художественный металл,
керамика, гобелен, роспись по
тканям и т. Д.);
31.
Правила
воздушной и
линейной
перспективы.
1
Урок
практ
ическо
го
приме
нения
знани
й
• умение выявлять в
процессе
восприятия
произведений
современного
выставочного
декоративноприкладного
искусства единство
материала, формы и
декора, а также
средства,
используемые
художником для
• умение оценивать
свой творческий
результат, свои
творческие
возможности в
соотнесении с
другими
участниками
художественной
деятельности
• развитие самостоятельности и
навыков сотрудничества
(коммуникативной
компетентности) в процессе
осуществления коллективных
форм деятельности, связанных
с созданием общественно
значимого художественного
продукта для украшения
школьных интерьеров.
Разнообразные виды
современного
декоративного
творчества,
материалы, техники
(художественное
стекло, керамика,
ковка, литьё,
гобелен, роспись по
ткани ).
Роль и
возможности
человека в
преображении
окружающего
мира.
Единство
материала,
формы и декора,
а также средства,
используемые
для выражения
своего замысла в
конкретном виде
декоративного
творчества.
выражения своего
замысла в
конкретном виде
декоративного
творчества; умение
осознанно
использовать
образные средства
в работе над
декоративной
композицией .
32.
Пейзаж.
Организация
изображаемого
пространства.
1.
33.
Пейзажное
настроение.
Природа и
художник.
Выразительные
возможности
изобразительног
о искусства.
Выразительные
возможности
изобразительног
о искусства.
1.
34.
1.
Урок
практ
ическо
го
приме
нения
знани
й
Урок
практ
ическо
го
приме
нения
знани
й
Урок
обобщ
ения.