МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ПИСЬМО
от 21 июня 2010 г. N 01/9121-0-32
О СОБЛЮДЕНИИ ТРЕБОВАНИЙ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИИ И ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
доводит до вашего сведения, что вступил в силу Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ
"Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в
отдельные законодательные акты Российской Федерации", положения которого устанавливают
следующие требования в отношении бюджетных учреждений:
1. Начиная с 1 января 2010 г. бюджетное учреждение обязано обеспечить снижение в
сопоставимых условиях объема потребленных им ресурсов (вода, дизельное и иное топливо,
мазут, природный газ, тепловая энергия, электрическая энергия, уголь) в течение пяти лет не
менее чем на пятнадцать процентов от объема фактически потребленного им в 2009 году каждого
из указанных ресурсов с ежегодным снижением такого объема не менее чем на три процента.
2. До 1 января 2011 г. мероприятия по оснащению зданий, строений, сооружений,
используемых для размещения органов, находящихся в государственной или муниципальной
собственности, приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии,
электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию должны быть
завершены.
3. С 1 января 2011 г. не допускается размещение заказов на поставки электрических ламп
накаливания для государственных или муниципальных нужд, которые могут быть использованы в
цепях переменного тока в целях освещения.
Для своевременной реализации указанных норм законодательства при формировании
бюджетных расходов на очередной период планирования целесообразно предусмотреть средства
на проведение указанных мероприятий.
Требования энергетической эффективности, установленные в соответствии с настоящим
Федеральным законом, не применяются к зданиям, строениям, сооружениям, введенным в
эксплуатацию до вступления данного требования; а также зданиям, строениям и сооружениям,
строительство, реконструкция, капитальный ремонт которых осуществляются в соответствии с
проектной документацией, утвержденной или направленной на государственную экспертизу до
вступления в силу требований данного Закона.
Руководитель
Г.Г.ОНИЩЕНКО
Введение
Энергоресурсосбережение является одной из самых серьезных задач XXI века. От
результатов решения этой проблемы зависит место нашего общества в ряду развитых в
экономическом отношении стран и уровень жизни граждан. Россия не только
располагает всеми необходимыми природными ресурсами и интеллектуальным
потенциалом для успешного решения своих энергетических проблем, но и объективно
является ресурсной базой для европейских и азиатских государств, экспортируя нефть,
нефтепродукты и природный газ в объемах, стратегически значимых для странимпортеров.
Однако
избыточность топливно-энергетических ресурсов в нашей стране
совершенно не должна предусматривать энергорасточительность, т.к. только
энергоэффективное хозяйствование при открытой рыночной экономике является
важнейшим фактором конкурентоспособности российских товаров и услуг. Перед
обществом поставлена очень важная задача - добиться удвоения валового внутреннего
продукта (ВВП) за 10 лет, но решить эту задачу, не изменив радикально отношение к
энергоресурсосбережению, не снизив энергоемкость производства, не удастся.
Энергосбережение должно быть отнесено к стратегическим задачам государства,
являясь одним из основных методов обеспечения энергетической безопасности, и
единственным реальным способом сохранения высоких доходов. Стратегическая цель
энергосбережения - это повышение энергоэффективности во всех отраслях, во всех
поселениях и в стране в целом; задача - определить, какими мерами и насколько можно
осуществить это повышение.
Цели энергосбережения совпадают и с другими целями муниципальных
образований, таких как улучшение экологической ситуации, повышение экономичности
систем энергоснабжения.
Актуальность энергосбережения для предприятий
Российская экономика одна из самых расточительных в мире. Показатель
энергоемкости ВВП Росси практически в 2 раза выше среднемирового показателя, и в 3
раза выше среднего показателя стран Евросоюза. Причем стоит отметить, что наша страна
потребляет около 6% мировых энергетических ресурсов.
По оценкам экспертов, потенциал энергосбережения в России составляет около 45%
текущего потребления (примерно 350 млн. т.у.т.). Причем: 31% (около 140 млн. т.у.т.)
приходится на энергоемкие отрасли промышленности, 30% (около 135 млн. т.у.т.) - на
топливно-энергетический комплекс, 24% (около 110 млн. т.у.т.) – жилищно-коммунальное
хозяйство.
Уровень энергосбережения в сельском хозяйстве оценивается в 15 млн. т.у.т., в
транспортной сфере – в 30 млн. т.у.т., в федеральной бюджетной сфере – всего 5 % ( 22
млн. т.у.т.)
Зачем необходимо повышать энергетическую эффективность в школе ?
Актуальность энергосбережения в образовательных учреждениях и повышение
энергетической эффективности обусловлена следующими факторами:
1) Высокие затраты на энергетические ресурсы.
2) Постоянный рост тарифов на энергетические ресурсы, затрудненность подключения
дополнительных мощностей. Ежегодно тарифы на энергетические ресурсы для
предприятий неумолимо растут, причем с каждым годом данный рост будет все
интенсивнее.
3) Увеличение энергопотребления способно ограничить работу учреждений.
4) Учреждениям
необходима качественная, надежная и бесперебойная поставка
энергетических ресурсов, что не может гарантировать изношенное энергооборудование.
ПАСПОРТ
программы энергосбережения и повышения энергетической
эффективности
МБОУ Логовской СОШ
Наименование
Программа энергосбережения
программы
МБОУ Логовской СОШ
Основание для
разработки
Федеральный закон от 23.11.2009 № 261– ФЗ «Об
энергосбережении и о повышении энергетической
эффективности и о внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации»;
Постановление Правительства РФ от 31.12.2009г. № 1221
«Об утверждении правил установления требований
энергетической эффективности товаров, услуг, работ,
размещения заказов для муниципальных нужд»;
Приказ министерства экономического развития РФ от
17.02.2010г. № 61 «Об утверждении примерного перечня
мероприятий в области энергосбережения и повышения
энергетической эффективности»;
Разработчик
программы
Цель программы
Сроки реализации
Исполнители
Источники
финансирования
Контроль за
выполнением
Распоряжение Правительства РФ от 01.12.2009г. № 1830-р,
регламентирующее деятельность муниципальных
учреждений в области энергосбережения и
энергоэффективности.
Директор школы Колосова Т.И.
Эффективное и рациональное использование
энергетических ресурсов (ЭР) для снижения расходов
бюджетных средств на ЭР. Разработка мероприятий,
обеспечивающих устойчивое снижение потребления ЭР.
Определение сроков внедрения, источников
финансирования и ответственных за исполнение
разработанных предложений и мероприятий
2021 -2025 г.г.
Завхоз Алимова В.А., инженер по ОТ Горобцова Е.П.,
методисты Бабина О.П., Елисеева С.Г., классные
руководители 1-11 классов, работники и обучающиеся.
Бюджет Иловлинского муниципального района
Волгоградской области
Администрация МБОУ Логовской СОШ
Пояснительная записка
Энергосбережение является актуальным и необходимым условием
нормального функционирования школы, так как повышение эффективности
использования ЭР, при непрерывном росте цен на энергоресурсы и
соответственно росте стоимости электрической энергии позволяет добиться
существенной экономии, как ЭР, так и финансовых ресурсов.
Анализ функционирования школы показывает, что основные потери
ЭР наблюдаются при неэффективном использовании, распределении и
потреблении электрической энергии. Нерациональное использование
энергии приводит:
- к росту бюджетного финансирования на учреждение;
- росту «финансовой нагрузки» на бюджет муниципалитета.
Программа
энергосбережения
должна
обеспечить
снижение
потребления ЭР, переход на экономичное и рациональное расходование
ЭР при полном удовлетворении потребностей в количестве и качестве ЭР,
превратить энергосбережение в решающий фактор технического
функционирования школы.
1. Цель Программы
Основной целью является повышение экономических показателей
Школы, улучшение условий технического функционирования через
повышение эффективности использования энергии , снижение финансовой
нагрузки на бюджет Иловлинского муниципального района Волгоградской
области за счет сокращения платежей за тепло- и электроэнергию.
2. Задачи Программы
1. Совершенствование в 2021 году системы учета и контроля за
эффективностью использования энергии и управления энергосбережением;
2. Снижение затрат к 2025 году на потребление школой ЭР за счет
нормирования, лимитирования и энергоресурсосбережения до 15%;
3. Организация проведения энергосберегающих мероприятий по схеме:
энергетическое экспресс-обследование - энергоаудит - технический проект экспертиза - выделение средств - контроль за эффективностью
энергосберегающего проекта - снижение лимита ЭР.
Программа предусматривает:
1. Систему отслеживания потребления энергоресурсов и совершенствования
энергетического баланса;
2. Организацию учета и контроля по рациональному использованию,
нормированию и лимитированию энергоресурсов;
3. Организацию
энергетических
обследований
для
выявления
нерационального использования энергоресурсов;
4. Разработку и реализацию энергосберегающих мероприятий.
3. Основные принципы Программы
Программа базируется на следующих основных принципах:
- регулирование, надзор и управление энергосбережением;
- обязательность учета энергетических ресурсов;
- экономическая целесообразность энергосбережения.
4. Управление энергосбережением в Школе
Технические проекты и мероприятия, представленные в Программе,
включают паспорт-заявку и краткую пояснительную записку установленной
формы, содержащие:
- цели и задачи проекта, важнейшие целевые показатели;
- описание проекта;
- сроки и этапы реализации;
- перечень основных мероприятий в реализации проекта;
- перечень исполнителей проекта;
- объемы экономии и бюджетную эффективность;
- объемы и источники финансирования проекта;
- ожидаемые конечные результаты.
Администрация школы определяет стратегию энергосбережения в
школе, обеспечивает контроль реализации организационных и технических
проектов.
Первоочередными мероприятиями управления энергосбережением
являются:
- организация контроля использования энергетических ресурсов;
- составление энергетических балансов и паспортов;
- организация энергетических обследований школы, финансируемых
из бюджета.
5. Финансовые механизмы реализации Программы
Финансирование проектов и мероприятий по повышению эффективности
использования энергии осуществляется за счет:
- средств муниципального бюджета.
6. Организационные проекты Программы
Программа реализуется методами проектного управления. По каждому
мероприятию (проекту) определяются цели и задачи, необходимые для их
выполнения ресурсы, организация-координатор, схема управления проектом.
Общую координацию Программы осуществляет завхоз школы .
Программные мероприятия предусматривают:
создание системы управления эффективностью
использования энергии;
организационные проекты энергосбережения
7. Приоритетные технические направления
Приоритетными техническими направлениями энергосбережения
являются:
создание системы контроля и управления распределением
электроэнергии;
применение современных распределительных сетей.
8. Сроки и этапы реализации Программы
Программа рассчитана на период 2021 - 2025 гг.
9. Необходимые условия для запуска программы
проведение предварительного энергоаудита;
100% оснащение объектов приборами учета энергии и
энергоресурсов.
10. Основные направления программы
•Централизованная замена ламп на энергосберегающие;
Ежегодный замер сопротивления изоляции и силовых линий.
Рационализация расположения источников света в помещениях;
Покраска стен отражающей краской, для более эффективного
использования естественного освещения;
Обеспечение выключения электроприборов из сети при их
неиспользовании .
Принятие нормативных и распорядительных документов по мотивации
персонала. Обучение обслуживающего персонала способам и
условиям энергосбережения.
11. ПЛАН
мероприятий по энергосбережению и повышению
энергоэффективности работы МБОУ Логовской СОШ
№
п/п
1.
Создание
организац
ионных
основ для
реализаци
и системы
мер по
энергосбер
ежению и
энергоэфф
ективност
Мероприятия
1. Изучение законодательства по
вопросам энергосбережения и
энергоэффективности.
2. Назначение ответственных
лиц за реализацию вопросов
энергосбережения и
энергоэффективности.
3. Издание распорядительных
документов по МБОУ Логовской
СОШ
4. Планирование вопросов,
отражающих энергосбережение
Сроки
Ответственные
Весь период
директор
Весь период
директор.
Весь период
директор
Весь период
Администрация
и
2.
Реализаци
я общих
мероприят
ий
энергосбер
ежения
на совещания различного уровня
1. Проведение инвентаризации
установленных приборов учета
энергоресурсов
2. Проведение энергетических
исследований
Осуществление ежедневной
проверки работы приборов учета
и состояния водопроводной и
отопительной систем,
своевременное принятие мер по
устранению неполадок
4. Своевременное проведение
обследований и ремонт приборов
учета и регулирования,
вентиляции и др. оборудования
5.Осуществление контроля за
правильной эксплуатацией и
состоянием холодильного и
технологического оборудования
6. Своевременная передача
данных показаний приборов
учета
8. Проведение инструктажей
сотрудников по экономии
энергоресурсов, осуществление
ежедневного контроля за
работой электрического
освещения, водоснабжения.
9. Недопущение использования
электроэнергии на цели, не
предусмотренные учебным
процессом.
3.
1. Реализация режимных
Реализаци моментов по своевременному
я проектов включению и выключению
по
электропотребителей
энергосбер 2. Замена ламп накаливания на
ежению
энергосберегающие лампы
4.
Реализаци
я проектов
2 раза в год
Заведующий
хозяйством
Весь период
Заведующий
хозяйством
Заведующий
хозяйством
Весь период
Весь период
Заведующий
хозяйством
Весь период
Заведующий
хозяйством
Весь период
зав кабинетами
Заведующий
хозяйством
Весь период
Заведующий
хозяйством ,зав
кабинетами
Весь период
Заведующий
хозяйством
администрация
Весь период
3. Обновление счётчиков учета
потребляемого э/э
4. Проведение анализа
потребления энергоресурсов в
школе
По плану
Заведующий
хозяйством
администрация,
сотрудники
Заведующий
хозяйством
администрация
директор
Весь период
Директор
5. Проведение замеров
сопротивления изоляции
электропроводов и силовых
линий.
1. Утепление окон, дверей.
Весь период
По плану
Весь период
Заведующий
хозяйством.
Заведующий
хозяйством
Заведующий
хозяйством
по
сбережени
ю тепла
5. Работа с
учащимис
я.
3. Промывка систем отопления
здания Учреждения.
4. Своевременная замена кранов,
сантехники, технологического
оборудования, недопущение
утечек воды.
5. Регулирование системы
отопления.
6. Замена оконных блоков на
окна ПВХ, сберегающие тепло.
1 раз в год
7.Замена дверей
В течение 20212025г.г.
Весь период по
необходимости
По мере
необходимости
В течение 20212025 г.г.
1. Проведение уроков, классных
часов, акций, конкурсов
проектов и др. по вопросам
экономии энергоресурсов.
По плану, весь
период
2. Соблюдение графиков
светового режима в помещении
школы и на ее территории.
3. Организация в классах
детских постов бережливости.
Весь период
4. Организация выпусков
бюллетеней, стенных газет,
листовок по экономии
энергоресурсов.
5.Проведение общешкольных
родительских собраний по
вопросу экономии
энергоресурсов.
Весь период
Весь период
Весь период
зав. кабинетами
Заведующий
хозяйством.
Заведующий
хозяйством.
Заведующий
хозяйством
Директор
Заведующий
хозяйством.
Директор
Заведующий
хозяйством.
Заместители
директора по
УВР и ВР,
классные
руководители
сотрудники
Заведующий
хозяйством
Заместитель
директора по ВР,
классные
руководители
Заместитель
директора по ВР,
классные
руководители
Зам. директора
по ВР
7. Кадровое сопровождение реализации проекта.
Важным звеном в реализации Программы является кадровое сопровождение. Назначаются лица, ответственные за
реализацию программы. Планирует, организует и курирует работу по энергосбережению директор школы.
Ответственный за планирование и
организацию работы по
энергосбережению
директор
Здание МБУ ДО
залы, кабинеты
коридоры
Ответственный за эффективное
использование воды
Ответственный за эффективное
использование электроэнергии
Заведующий хозяйством
Заведующий хозяйством
Ответственный за эффективное
использование электроэнергии
Заведующий хозяйством
Заведующие учебными
кабинетами
Рабочие по комплексному
обслуживанию зданий
Ответственный за эффективное
использование воды
Заведующий хозяйством
Рабочие по комплексному
обслуживанию зданий
Рабочие по комплексному
обслуживанию зданий
Ожидаемый результат
1. Программа энергосбережения в школе обеспечит перевод на энергоэффективный и бездотационный путь развития
в бюджетной сфере - минимальные затраты на ЭР.
2. Учет топливно-энергетических ресурсов, их экономия, нормирование и лимитирование, оптимизация топливноэнгергетического баланса, уменьшение бюджетных затрат на ЭР.
В результате реализации Программы предполагается достигнуть суммарной экономии ЭР в целом по школе к концу
2021 года в размере 2-3%. К концу 2025 года - 15%. .
Приложение 1.
Мониторинг расхода энергоресурсов
Год
Месяц
Показания
январь
февраль
март
апрель
май
июнь
июль
август
сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь
Всего
2021
КВт
руб.
разница
2022
КВт
руб.
разница
КВт
2023
руб.
разница
КВт
2024
руб.
разница
2025
КВт
11
руб.
разница
приложение 2.
Мониторинг расхода теплоресурсов
Год
Месяц
Показания
январь
февраль
март
апрель
май
июнь
июль
август
сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь
Всего
2021
объем
руб.
2022
объем
руб.
разница
2023
объем
руб.
разница
объем
2024
руб.
разница
12
объем
2025
руб.
разница
13
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)